"Твои Герои, Курская дуга"

Поляков Виталий Константинович

 

 Родился 11 апреля 1923 г. в деревне Аборино Большесельского района Ярославской области в семье крестьянина. Рус­ский. Член КПСС с 1945 г. Окончил 9 классов. В Красной Ар­мии с 1940 г. В 1941 г. окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии в период Ве­ликой Отечественной войны с августа 1942 г. Старшему лет­чику 54-го гвардейского истребительного авиационного пол­ка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) комсомольцу гвардии младшему лейтенанту Полякову В. К. Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. при­своено звание Героя Советского Союза. После войны про­должал службу в ВВС. В 1954 г. окончил Военно-Воздушную академию, работал в ней преподавателем, начальником ка­федры. Кандидат военных наук, доцент. С 1983 г. генерал-майор авиации В. К. Поляков — в запасе. Живет в Москве, Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечест­венной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Ро­дине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.

 

 Это произошло 5 июля 1943 года у хутора Смородное Курского района Курской области. Группа со­ветских истребителей в составе четырех машин Як-1 вы­летела на прикрытие наших наземных войск от нале­тов авиации противника и патрулирование заданного, района. Полет начался спокойно, казалось, ничто не предвещало никаких неожиданностей. Но при подлете к месту боя наша четверка увидела шесть фашистских бомбардировщиков «хейнкель» в сопровождении че­тырех истребителей «фокке-вульф», шедших встречным курсом. Встреча была неизбежной, хотя на стороне гитлеровцев и был явный перевес в силах. Этот перевес стал еще более ощутимым и потому, что из-за неисправ­ности один из наших «яков» вынужден был повернуть на свой аэродром.

Итак, десять против трех. Первыми открыли огонь «хейнкели», пытаясь помешать нашим истребителям приблизиться к ним; в то же самое время фашистские истребители стремились зажать наших в кольцо. Реше­ние созрело мгновенно: как только два «яка» попытаются связать боем истребителей противника, гвардии младший лейтенант В. К. Поляков должен будет про­рваться к ведущему группы немецких бомбардировщи­ков и уничтожить его. Виталий понимал: нельзя допус­тить, чтобы фашисты приняли защитный боевой поря­док и атаковали первыми. Атаковать первыми надо са­мим, обязательно атаковать так, чтобы поразить в пер­вую очередь ведущего, и тогда весь строй фашистских стервятников рассыплется... Где он, ведущий?

Бой развернулся стремительный, жаркий. По крат­чайшему расстоянию Поляков устремился вперед, навстречу командиру группы немецких бомбардировщиков. Вражеские воздушные стрелки, заметив маневр и уга­дав намерения Полякова, открыли по нему пулеметный огонь. Но отважный советский летчик продолжал упорно настигать ведущего группы. Враг огрызался огнем как только мог, а Поляков продолжал атаки, стремясь во что бы то ни стало уничтожить фашистский самолет. Наконец удалось приблизиться к гитлеровцу на 15— 20 метров, и Виталий начал короткими очередями расстреливать врага в упор.

Вдруг острая боль пронзила все тело. Кабина напол­нилась удушливым дымам, показались языки пламени. Но гвардеец не прекращал огня, хотя пламя уже било в лицо, мешая вести прицельный огонь. Опасаясь, что гитлеровский бомбардировщик может уйти, мужественный летчик последними усилиями воли заставил себя разогнать горящий самолет и протаранил ведущего «хейнкелей», ударив его своим винтом по хвосту. Остат­ки фашистского самолета рухнули вниз и взорвались, взметнув в небо огромный столб земли и огня...

После удара начал падать и «як», охваченный пла­менем. Казалось, в этой схватке погиб и наш летчик. С земли за жестоким воздушным поединком с трево­гой наблюдали наши стрелки. Вдруг все заметили, как от обреченной советской машины отделилась точка и стремительно понеслась к земле. Теряя силы и созна­ние, Поляков все же успел дернуть за кольцо...

Стрелки, подбежав к месту приземления, увидели летчика — весь в ожогах и крови, он лежал в неудоб­ной позе, но улыбался. Улыбался, радуясь тому, что остался жив, что приземлился среди обоих. Его под­хватили крепкие, надежные солдатские руки, помогли освободиться от парашюта. Виталий хотел поблагода­рить, но не смог — так ослабел, лишь еще раз улыб­нулся, признательный за братскую помощь.

К моменту описываемых событий гвардии младший лейтенант Виталий Поляков совершил 75 боевых вы­летов, участвовал в 23 воздушных боях, в ходе которых сбил четыре самолета противника.

ЛИТЕРАТУРА:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 84—87.

Герои огненных лет. Кн. 7. М., 1984. С. 187—190.

Герои огненных лет. З-е изд. Ярославль, 1985. С. 301—302.

Бесплатный хостинг uCoz