"Твои Герои, Курская дуга"

Горовец Александр Константинович

 

 Родился 12 марта 1915 г. в деревне Мошканы ныне Сенненского района Витебской области в семье крестьянина. Бело­рус. Член КПСС с 1939 г. Образование неполное среднее. Работал слесарем. В 1932 г. призван в ряды Красной Ар­мии. В 1935 г. окончил Ульяновскую летную школу. Затем работал в аэроклубе г. Шахты Ростовской области. В 1941 г. вновь призван в Красную Армию. С июня 1942 г. на фрон­тах Великой Отечественной войны. Погиб в бою 6 июля 1943 г. Заместителю командира эскадрильи 88-го гвардей­ского авиационного полка (8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный кор­пус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) гвардии лей­тенанту Горовцу А. К. Указом Президиума Верховного Сове­та СССР от 28 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденами Лени­на, Красного Знамени, медалями. Похоронен на 597-м ки­лометре автомагистрали Москва — Симферополь (Ивнянский район Белгородской области). Улицы в Минске, Витебске, Богушевске, а также совхоз Сенненского района и школа деревни Мошканы носят его имя.

 

 9 июля в 19 часов 40 минут эскадрилья самолетов Ла-5 после патрулирования возвращалась на свой аэро­дром. Замыкающим, как было заранее договорено, шел заместитель командира эскадрильи Александр Горовец. Вскоре он заметил до 20 вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88»,  следовавших  курсом  к нашему передне­му краю. Горовец попытался доложить об этом своему ведущему капитану А. И. Мишустину, но его рация вы­шла из строя. И тогда Александр один ринулся навстре­чу врагу. Он был уверен в успехе, так как видел, что противник шел без прикрытия истребителей. Уже в пер­вой лобовой атаке гвардеец очередью поджег ведущего группы, и тот рухнул на землю. Строй «юнкерсов» на­рушился, сброшенные бомбы полетели мимо цели.

Искусно маневрируя, Горовец прошивал вражеские машины снайперскими очередями, заходя то сбоку, то сверху, то снизу. После каждой стремительной атаки один за другим отваливали горящие вражеские само­леты. Прошли считанные минуты — и четыре «юнкерса» пылали на земле. А Горовец уже поджег пятый, за­тем шестой...

— Молодец! Молодец! — с восхищением говорили пехотинцы, артиллеристы и танкисты, наблюдавшие за воздушным боем.

Когда загорелся девятый вражеский бомбардиров­щик, в баках истребителя остались считанные литры го­рючего, кончились боеприпасы. Горовец уже взял курс на свой аэродром, как на него набросились четыре ист­ребителя «Фокке-Вульф-190», вызванные на помощь бомбардировщикам. Александр решил принять и этот бой. Он повел свой Ла-5 на таран. Всего несколько де­сятков метров не дотянул он до вражеского истребите­ля: его самолет остановился на мгновение, а затем вошел в штопор и врезался в землю...

Весть о героическом бое коммуниста Горовца обле­тела 2-ю воздушную армию. Ее газета «За Родину» со­общала о беспримерном подвиге гвардейца. 13 июля о нем узнала вся страна из сводки Совинформбюро.

Подвиг Горовца не имеет себе равных в истории ми­ровой авиации. Это единственный летчик в мире, сбив­ший такое количество самолетов в одном бою.

Его наградной лист, подписанный командиром 88-го гвардейского истребительного авиаполка капитаном Кле­пиковым, свидетельствует: «В этом воздушном бою това­рищ Горовец проявил исключительное летное мастерст­во, отвагу и героизм, лично сбил 9 самолетов противни­ка и сам погиб смертью храбрых».

Летом 1957 года близ хутора Зоринские Дворы были найдены отдельные части самолета А. К. Горовца, его оружие, партийный билет и другие документы,

ЛИТЕРАТУРА:

Летчики. 2-е изд. М., 1981. С. 207—218.

Мень Г. Я. История одного подвига. 2-е изд.   доп. Минск, 1976.

Они прославили Родину. Кн. 1. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 1974. С. 134—139.

Бесплатный хостинг uCoz