"Навечно в строю"

Гастелло Николай Францевич


 Родился в 1908 году в Москве. Белорус. Член КПСС с 1928 года. Герой Советского Союза (26.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Николай Гастелло вырос в семье рабочего, выходца из белорусских крестьян. Его детские годы прошли в Москве в рабочей среде. Здесь начал формироваться твердый, недюжинный характер будущего летчика-героя. Первым учителем Николая, его главным наставником был отец – мастер литейного цеха.

Николай с детства мечтал стать летчиком. В 1932 году исполнилось его страстное желание: по партийной путевке Гастелло был направлен в Луганскую военную школу летчиков, которую успешно закончил в 1933 году. После выпуска молодого летчика послали служить в бомбардировочную авиацию. Здесь он быстро прошел путь от командира экипажа тяжелого воздушного корабля до командира эскадрильи.

Хорошую боевую практику и закалку Николай Гастелло прошел в 1939 году в Монголии, в сражениях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол и в боях в период советско-финляндской войны 1939–1940 года.

...Весной 1941 года капитана Гастелло назначили командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации.

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в пять часов утра. Взлетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск.

Но на третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик Ю-88. Выпустив шасси, будто собираясь сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял наши бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из турельного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня полку было приказано бомбардировать мотомеханизированные колонны врага в районе Молодечно, Радошковичи – северо-западнее Минска. Из-за больших потерь самолетов в полку осталось мало. Поэтому на задание двумя группами вылетело всего четыре бомбардировщика, как и прежде без истребительного прикрытия. Одну из групп возглавил командир эскадрильи капитан Гастелло, ведомым у него шел заместитель старший лейтенант Воробьев. В экипаже Гастелло – штурман-лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист младший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, взятый на задание после настойчивых просьб.

В районе Радошковичей, в деревне Декшанцы, группа Гастелло обнаружила сотни танков, цистерны с горючим, колонны автомашин с пехотой. По команде ведущего оба наших бомбардировщика пошли на цель. Чтобы эффективнее выполнить боевое задание и нанести врагу наибольший урон, бомбили с высоты 400–500 метров, рискуя быть сбитыми зенитным огнем. С такой высоты все бомбы попали в цель: вспыхнули цистерны с бензином, загорелись танки, автомашины, в панике разбегалась пехота. Удачно совершив и повторный заход, самолеты легли на обратный курс. Но тут, еще не успев набрать высоту, они попали под ураганный огонь зенитных орудий и пулеметов.

Один из снарядов попал в бензобак самолета Гастелло. Машина вспыхнула. Летчик пытался сбить пламя стремительными маневрами. Огонь, охватив почти весь самолет, подбирался к кабине. Экипаж мог спастись, лишь выпрыгнув с парашютами. Но это означало плен. Гастелло и его экипаж приняли иное решение.

Члены экипажа старшего лейтенанта Воробьева стали свидетелями бессмертного подвига своих боевых товарищей. Они видели, как горящий самолет командира эскадрильи, все более теряя высоту, развернулся обратно и вновь оказался над вражеской колонной. Минуя разбитую технику и опустевшие автомашины, Гастелло из последних сил рвался к голове колонны, где у бензозаправщиков скопились танки. Добравшись до них почти на бреющем полете, летчик бросил пылающую машину в скопление вражеской боевой техники. Оглушительный взрыв потряс землю. Море огня взметнулось над колонной. Рвались снаряды, полыхали автомобили и цистерны...

Николай Гастелло повторил подвиг военкома 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая Францевича в Монголии в августе 1939-го. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг – огненный таран наземных целей – повторили свыше 500 советских летчиков.

На месте подвига экипажа Гастелло близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс героическому экипажу установлен памятник-мемориал. В Москве, в поселке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов, имя Гастелло также увековечено памятниками. Во многих других городах нашей страны, так как в Москве и Муроме, его именем названы пионерские отряды и дружины, школы и улицы, морские и речные суда, колхозы, совхозы, фабрики, заводы, городски поселки, шахта в городе Кизел Пермской области, теплоход. На северо-западной окраине Ростова на здании одной из улиц установлена мемориальная доска с надписью: «В 1934–1939 годы в Ростовской авиационной бригаде служил летчик Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло. В период службы он проживал в этом доме».

Приказом министра обороны Союза ССР имя капитана Гастелло занесено навечно в списки части, в которой он служил.

Литература:

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 113–120.

Криворучко М. Г., Мишин П. И., Смирнов И. Г. Москва – героям Великой Отечественной. М., 1981. С. 250–252.

Орлов Ф. Н. Огненные рейсы голубой «двойки». Чебоксары, 1975. С. 82

Бесплатный хостинг uCoz