Герои Советского Союза

Сивцов Николай Степанович

 

 Сивцов Николай Степанович родился 29 июня 1917 года в деревне Кота Курской губернии (ныне Марьинского сельсовета Касторенского района Курской области), в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, Серпуховский аэроклуб Московской области. Работал помощником ткацкого мастера на фабрике в городе Серпухове. В 1939 году был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую успешно окончил год спустя.

 С сентября 1942 года в действующей армии. Воевал на самолётах Як-1 под Сталинградом. Позднее в составе Юго-Западного фронта, сражался в небе Украины.

 К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 867-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) старший лейтенант Н.С. Сивцов совершил 78 боевых вылетов, в 34 воздушных боях сбил 22 самолёта противника. 8 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

 Всего произвёл около 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 28 самолётов противника.

 Погиб 23 сентября 1943 года. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Kpaсной Звезды.

                       _____________________________________

 

 В своё время Воениздатом была выпущена книга "17-я Воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены". Герои книги - прославленные советские асы, в числе которых и Герой Советского Союза Н.С. Сивцов. В книге, наряду с другими документами, характеризующими их мужество и отвагу в боях за Родину, воспроизводится фронтовая листовка под названием "Боевой счёт мести Младшего лейтенанта Николая Сивцова", в которой, в частности, говорится: "За 11 месяцев пребывания Младшего лейтенанта Николая Сивцова на нашем фронте им лично сбито 20 немецких самолётов".

 Небо - глубокая синь! Лёгкие облака, плывущие по небу куда - то вдаль. Любил Николай с детства смотреть в такое небо, мечтая о том времени, когда сам поднимется высоко над землей. Окончив школу, стал работать на текстильной фабрике. Но мечта о небе не ослабевала. Она и привела его в аэроклуб. Учёба в аэроклубе давалась легко. Окончив его, Николай поступил в Краснознамённое училище ВВС. Быстро пролетели годы учёбы. Как лучшего выпускника его назначили инструктором в то же прославленное училище. Здесь он был принят в ряды партии. Стал мужем и отцом.

 В Европе пылал пожар Второй Мировой войны. И лётчик-инструктор Николай Сивцов отдавал все силы, все знания делу подготовки надёжных защитников Родины. И, как показала война, развязанная вскоре фашистской Германией, его усилия не пропали даром.

 В сентябре 1942 года он получил назначение в 867-й истребительный авиаполк, в составе которого участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте.

 В первых же боях Николай Степанович Сивцов показал себя опытным, бесстрашным воздушным бойцом, человеком незаурядного мастерства, хладнокровия, сметки. Быстро стал любимцем всего полка. Летом 1943 года он сражался уже на Курской дуге.

 23 июня 1943 года над Северским Донцом произошёл воздушный бой, в котором наши лётчики сбили 10 и подбили 3 немецких самолёта. При этом В.И. Попков уничтожил 2 Ме-109. В бою одержали победы С.Г. Глинкин, Н.С. Сивцов, Г.И. Кучеренко, В.С. Игнатьев, А.Б. Мастерков, П.Т. Кальсин, А.Г. Долгов и другие. Эта победа стала возможной благодаря правильной организации боя четвёрок: пара атаковала, пара прикрывала. Во что бы то ни стало держаться строя было законом наших воздушных бойцов.

 Вот как описал эти события Н.Г. Ильин в своей книге "Гвардейцы в воздухе"  (история боевого пути 5-го Гвардейского ИАП):

 "23 июля. В 8 часов 12 минут утра с командного пункта истребительной дивизии было получено сообщение о приближении к аэродрому на высоте 3000 метров вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Через минуту по тревоге вылетело на отражение налёта дежурное звено под командой Гвардии младшего лейтенанта Сергея Глинкина. Приказом по радио его направили наперехват противника. С соседнего аэродрома поднялась четвёрка Як-1, возглавляемая лейтенантом Червоткиным.

 Бомбардировщики противника изменили направление полёта и теперь шли строго со стороны солнца. Встреча наших истребителей с 9 немецкими двухмоторными бомбардировщиками, до отказа нагружёнными бомбами, произошла неподалёку от аэродрома. Заметив наших, "Юнкерсы" начали сбрасывать бомбы. Последовала одна атака наших истребителей, вторая. При выходе из второй атаки Ла-5 и Як-1 завязали было бой с 6 Ме-109. Но взлетевшая с соседнего аэродрома вторая группа Як-1 старшего лейтенанта Сивцова приняла бой с "Мессерами" на себя.

 Глинкин и Червоткин со своими лётчиками снова могли свободно продолжать бой с "Юнкерсами", которые, оторвавшись от своих истребителей и потеряв строй, разрозненно стали уходить на запад. Преследуя их, наши провели несколько последовательных атак. Глинкин с небольшой дистанции зажёг Ju-87.

 Короткой была схватка гвардии младшего лейтенанта Мастеркова. Мгновенная атака, и чадящим факелом фашистский бомбардировщик пошёл на город Рогань. Одного Ju-87 сбил лётчик соседнего полка лейтенант Кучеренко.

 Погоня за вражескими бомбардировщиками продолжалась до линии фронта. А в это время часть наших Як-1 изолировала "Мессеров", сковывая их до подхода наших свежих сил. В этом бою старший лейтенант Сивцов сбил Ме-109.

 На выручку своих самолётов враг посылает подкрепление в составе 16 истребителей, у которых из-под плоскостей выступали стволы и обтекатели пушек. Наши лётчики сразу поняли, с кем имеют дело. Это были машины последней модификации, так называемые Ме-109G-2.

 Навстречу им в воздух взлетают новые наши четвёрки Як-1 и Ла-5 под командой капитана Вертилецкого и гвардии младшего лейтенанта Попкова. Напряжённый бой разгорался с новой силой. Он происходил на глазах личного состава в течение 18 минут, в основном на вертикалях. Попков первой же очередью подбил одного Ме-109. Окрылённый успехом, передал по радио товарищам:

 - За мной, братцы! У "Мессера" уже водичка закапала!

 И сбил второй Ме-109G-2. Ешё по одному Ме-109 уничтожили Игнатьев и Долгов. Окутанный белым дымом, снижался "Мессер", подбитый гвардии младшим лейтенантом Кальсиным.

 - Вражеские группы разбиты. Всем домой! - услышали лётчики по радио.

 На аэродромах подвели итоги: 10 сбитых вражеских самолётов - 4 "Юнкерса", 6 истребителей. И 3 подбито: 1 "Мессер" и 2 "Юнкерса".

 Мы потеряли двух товарищей: Василия Гринёва и Остапчука. Даже будучи тяжело раненным, на горящем факелом самолёте Гринёв сделал отчаянную попытку развернуться на 180° и пойти в лобовую атаку, чтобы уничтожить врага.

 Победе наших лётчиков способствовала правильная организация боя. Хотя наращивание сил шло с обеих сторон, но наше командование добавляло свежие силы понемногу и гораздо чаще, чем противник".

 Вскоре старший лейтенант Николай Сивцов становится заместителем командира эскадрильи.

 В одной из скоротечных воздушных схваток на истребитель Сивцова набросились сразу 4 "Мессера". Отважный лётчик, не задумываясь, принял неравный бой. Он устроил в воздухе такую круговерть, что противник растерялся. Один из вражеских самолётов вскоре рухнул на землю, остальные пустились наутёк.

 Возвращаясь после этого поединка на свой аэродром, Николай неожиданно встретил немецкий разведчик Ju-88. Атака на вертикали - и пылающий враг врезался в землю. Два сбитых неприятельских самолёта за один вылет - такое не часто бывало на фронте. Менее чем через месяц после получения звания Героя Советского Союза, Николай Степанович, выполняя очередное ответственное задание командования, погиб.

 К осени 1943 года он был одним из результативнейших советских асов, отличавшимся наивысшей результативностью в боевой работе: около 3,5 боевых вылетов на 1 сбитый самолёт противника. Причём большинство из сбитых им машин - бомбардировщики.

 Николай Сивцов погиб 23 сентября 1943 года, так и не получив своей Золотой Звезды. Вспоминает бывший лётчик 107-го Гвардейского истребительного авиаполка  (до 25 августа 1943 года - 867-й ИАП)  Иван Иванович Кожемяко:

 "Помню, под Днепропетровском мы "сидели", туман был сильнейший. И вдруг приказ: послать пару на разведку. Как раз немного туман разошёлся. Полетели командир эскадрильи Герой Советского Союза Н.И. Сивцов с заместителем. Только они взлетели, опять туман весь аэродром закрыл. Так они и пропали. Никаких известий о них не было и до сих пор нет. Что там с ними случилось, до сих пор никто не знает".

 Всего 1,5 года пробыл на фронте отважный воздушный боец, бывший помощник мастера текстильной фабрики Николай Сивцов. И за такой короткий отрезок времени он совершил целый ряд героических дел.

 Он произвёл около 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 28 самолётов противника (по некоторым источникам - 23 лично и 5 в группе, у Михаила Быкова - 20 личных и 2 в группе). Среди сбитых - почти все основные типы боевых самолётов Люфтваффе: 5 He-111, 3 Ju-88, 2 Do-215, 1 FW-189, 1 Me-110, 6 Ju-87, 7 Ме-109, 2 FW-190, 1 Hs-126.

Бесплатный хостинг uCoz