Герои социалистического Труда

Гуревич Михаил Иосифович

 

 Гуревич Михаил Иосифович – авиаконструктор, заместитель главного конструктора конструкторского бюро А.И. Микояна.

Родился 31 декабря 1892 (12 января 1893) года в деревне Рубанщина ныне Суджанского района Курской области в семье рабочего. Еврей. Отец занимался наладкой оборудования на винодельческих предприятиях Харьковской и Курской губерний, где и проживал вместе с семьей. В 1910 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ахтырка Харьковской губернии. Поступил в Харьковский университет на математический факультет, но через год был отчислен за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия.

В 1912 году уехал во Францию и поступил на факультет математики в университет Монпелье. Летом 1914 года он приехал домой на каникулы, но из-за начала войны не смог вернуться в университет. В 1917 году продолжил учебу в Харьковском технологическом институте, здесь заинтересовался авиацией. Активно участвовал в работе «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма», проектировал и изготавливал свои первые изделия - планеры «Бумеранг» и «Аист».

В 1925 году окончил самолетостроительный факультет Харьковского технологического института, не найдя работу по специальности уехал в Москву. Работал в разных конструкторских бюро, кроме работы над самолетами участвовал в проектировании судов для мелководья, картофелекопалок, хлопкоуборочных машин и других. В 1937-1939 годах в составе советской авиационной делегации был в служебной командировке в США, участвовал в закупке лицензии на производство в СССР американских самолетов «Дуглас ДС-3».

По возвращении в Москву был приглашен на работу в КБ Поликарпова, возглавил группу общих видов и эскизного проектирования. В октябре 1939 года переведен в только что созданное новое конструкторское бюро, которое возглавил А.И. Микоян, стал его заместителем.

Работая в новом КБ занимался модернизацией самолета-истребителя И-153, в короткие сроки с Микояном разработал высотный истребитель, получивший название МиГ-1, от аббревиатуры от «Микоян и Гуревич». В январе 1941 года начался серийный выпуск самолета, ставшего одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны.

МиГ-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги, и к началу войны в строю МиГов было значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941-1943 годах и как высотный ночной истребитель в системе ПВО. Именно на МиГ-3 одержал свою первую победу А.И. Покрышкин.

После войны М. Гуревич совместно с Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9, МиГ-15. Последний в начале 1950–х годов считался лучшим в мире. С 1947 года руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет. Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах. В 1954 году запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. В 1957 году Гуревич стал главным конструктором.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1957 года Гуревичу Михаилу Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В дальнейшем при его непосредственном участии была разработана целая серия истребителей опытных самолетов и серийных истребителей МиГ. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под руководством Михаила Иосифовича Гуревича. Целый ряд оригинальных, нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощен в конструкциях МиГ-29 и Миг-31.

В 1964 году, в возрасте 72 лет, по состоянию здоровья конструктор ушел на отдых. За годы конструкторский деятельности Гуревич шесть раз становился лауреатом Сталинской (Государственной) премии (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953 годах). А в 1962 году ему была присуждена Ленинская премия. Доктор технических наук (1964).

Имя М.И. Гуревича, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов, от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Роль М.И.Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить, и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.

Последние годы жил в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 25 ноября 1976 года. Похоронен на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга.

Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Бесплатный хостинг uCoz