"Твои Герои, Курская дуга"

Кольцов Алексей Иванович

 

 Родился 14 сентября 1917 г. в Воронеже в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил семь классов, школу ФЗУ в 1933 г. Работал мотористом на механическом заводе. В Красной Армии с 1936 г. В 1937 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. 7 ноября 1943 г. погиб при штурмовке вражеского аэродрома. Командиру 937-го истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) майору Кольцову А. И. Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 2 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звез­ды. Похоронен в деревне Черницы Лиозненского района Ви­тебской области. На могиле установлен памятник Герою, а на зданиях школы-интерната и механического завода в Вороне­нке — мемориальные доски.

 

 Полк майора А. И. Кольцова сражался в составе Брянского фронта с 12 июля 1943 года. Базируясь на полевом аэродроме восточнее населенного пункта Бе­лов, полк основные боевые действия на первом этапе контрнаступления советских войск на Курской дуге сосредоточил в районе Волхова, надежно прикрывая с воз­духа наши наземные войска. Там, где появлялись лет­чики Кольцова, вражеские бомбардировщики несли серьезные потери.

Так было и 25 июля. Двенадцать «лавочкиных» во главе с командиром полка получили боевое задание — прикрыть наступление наших стрелковых и танковых ча­стей, устремившихся к Брянску. Но враг продолжал оказывать упорное сопротивление, бросая в бой все но­вые и новые резервы наземных войск и авиации. Ког­да советские летчики подходили к намеченному рубе­жу, Кольцову сообщили о том, что им навстречу приближается большая группа вражеских самолетов. Как позже выяснилось, в состав этой группы входили 60 бом­бардировщиков «Хейнкель-111» и 24 истребителя «Мессершмитт-109». Каждому советскому летчику предсто­яло драться против семи. Главное — не пропустить вра­га, грамотно построить бой и, ошеломив внезапностью нападения, нанести ему максимальное поражение. «Бу­дем атаковать на встречных перекрещивающихся курсах», — решил майор Кольцов.

Командир отдал необходимые распоряжения, и вот уже краснозвездные машины молниями устремились на­встречу вражеской воздушной армаде. То, что так­тика ведения боя была избрана правильно, подтверди­лось уже в первой атаке: в ходе ее советские летчики сразу сбили четыре фашистских бомбардировщи­ка. Гитлеровцы не успели перестроиться, как последо­вала наша новая атака, в результате которой взорва­лась флагманская машина, разворотив заодно и два со­седних бомбардировщика.

В панике вражеские летчики начали сбрасывать бом­бы на свои же войска, а затем, развернувшись, ушли на запад...

Многими героическими подвигами прославился полк майора Кольцова. Только за период боев на Курской дуге его летчики совершили 667 самолето-вылетов, в хо­де которых провели 39 воздушных боев. В этих боях вражеской стороны участвовали 312 гитлеровских бом­бардировщиков, и 191 истребитель. Не все из них смогли вернуться на свои базы. Из этого числа советские летчики менее чем за месяц сбили 69 фашистских машин — 37 бомбардировщиков и 32 истребителя. За это же время в полк не вернулся с задания лишь один наш летчик. К этому следует добавить, что сам командир полка майор А. И. Кольцов к середине августа 1943 го­да совершил 222 боевых вылета, в ходе которых уча­ствовал в 60 воздушных боях и лично сбил 10 самолетов, противника.

ЛИТЕРАТУРА:

Гринько А. И., Улаев  Г. Ф. Богатыри земли Воронеж­ской. Воронеж,  1965. С. 211—213.

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984. С. 248.

Бесплатный хостинг uCoz