"Твои Герои, Курская дуга"

Белявин Евель Самуилович

 

  Родился 3 мая 1920 г. в городе Борисов ныне Минской области в семье рабочего. Еврей. Член КПСС с 1941 г. Окончил неполную среднюю школу, аэроклуб. Работал слесарем на заводе. В 1938 г. призван в ряды Красной Армии. Окончил Борисоглебскую школу летчиков в 1939 г. С ноября 1941 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Заместителю командира эскадрильи 80-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й бомбардировочный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) гвардии старшему лейтенанту Белявину Е. С. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 г. окончил высшие летно-тактические курсы. С 1972 г. полковник Е. С. Белявин — в запасе. Жил в Минске. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 10 сентября 1972 г. Его имя носит улица в Борисове.

 

  Еще в детстве Евель Белявин полюбил музыку и хотел посвятить ей свою жизнь, увлекался он и литературой, искусством. Но когда появился лозунг: «Молодежь — на  самолеты!»,  Белявин решил  пойти  в авиацию. В летной школе его преподавателей и однокурсников поражали пунктуальность и высокая организованность юноши — качества, столь необходимые в авиации. Не случайно в своем полку Евель заслужил репутацию человека  основательного. Когда товарищи подначивали его «выкинуть фортель», он отвечал однозначно: летал, летаю и буду летать строго по инструкции. А слово у Белявина не расходилось с делом. Не зря все полковые механики стремились попасть именно к нему — никто из летчиков так не берег свою боевую машину. Не зря на разборах полетов командование ставило в пример гвардии старшего лейтенанта Белявина — его отличала особенная чистота исполнения фигур высшего пилотажа.

Но если обстановка заставляла, Белявин рисковал — да так, что ему удивлялись самые смелые летчики полка. Как легенду рассказывали в части о его посадке на неисправной машине с неизрасходованным бомбовым грузом.

Высокое воинское мастерство и личную отвагу проявил заместитель командира эскадрильи Белявин в воздушных боях на харьковском направлении. 10 августа 1943 года, будучи заместителем ведущего девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он  вылетел на свое 153-е боевое задание — уничтожить скопление войск противника на шоссе Харьков — Люботин. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, группа сбросила бомбовый груз точно на цель и начала отход. Но далеко отойти бомбардировщики не успели — сверху свалились немецкие истребителя. Увлекшись боем, Белявин не сразу заметил, что самолет командира эскадрильи подбит, а его штурман не ведет огонь, что правый ведомый сбит вражеским истребителем. А когда увидел, плотно пристроился к машине командира эскадрильи и своим огнем прикрыл ее от наседавших «мессершмиттов». Заметили эту пару и гитлеровцы. Перестроившись, они атаковали ее, но переоценили свои возможности: меткая очередь срезала вражеский истребитель, и он чадящим факелам устремился к земле. Всю мощь огня враг обрушил на самолет Белявина. Стрелок-радист его экипажа был ранен, машина стала неуправляемой. Но лишь когда подопечный самолет командира достиг своей территории, Белявин вышел из боя. Теперь надо было посадить израненную машину. И гвардии старший лейтенант сделал это классически. На запасном аэродроме, где он приземлился, долго не могли прийти в себя от удивления: стабилизатор и руль управления разбиты, самолет совершенно неуправляем и посадить его по всем правилам невозможно. Но для Белявнна, мастера летного дела, невозможного не существовало.

За личную отвагу и храбрость, за готовность, не щадя собственной жизни, прийти на выручку своему командиру, за мужество и высокое летное мастерство, проявленные в 153 боевых вылетах, за нанесение врагу большого урона в живой силе и военной технике гвардии старший лейтенант Е. С. Велявин был представлен 17 августа 1943 года к высшей награде Родины.

ЛИТЕРАТУРА:

Калинин В. В., Макаренко Д. Г. Герои подвигов на Харьковшиие. Харьков, 1970. С. 288—289.

Герои Советского Союза — узбекистанцы. Ташкент, 1984. С. 55.

Бесплатный хостинг uCoz