"Навечно в строю"Кошель Фёдор Фёдорович
Родился в 1913 году в селе Радостном ныне Краснодонского района Ворошиловградской области. Украинец. Член КПСС с 1942 года. Герой Советского Союза (18.9.1943). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. Федор Кошель встретил Великую Отечественную войну штурманом корабля дальнебомбардировочного авиаполка. Сражаясь на разных фронтах, гвардии капитан Кошель к августу 1943 года, будучи штурманом звена 9-го гвардейского авиационного полка 7-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия, совершил 207 успешных боевых вылетов. В совершенстве владея самолетовождением, в условиях любой погоды, днем и ночью он уверенно и точно прокладывал курс самолетам звена к заданной цели. Наряду с бомбардировкой вражеских позиций, узлов обороны, аэродромов, железнодорожных станций, живой силы и техники противника, Федор десятки раз бомбил его крупные административные и военно-промышленные центры, и среди них Кенигсберг, Данциг, Люблин и др. В один из апрельских дней 1943 года груженный фугасными и зажигательными бомбами малого и большого калибра Ил-4 тяжело оторвался от бетонки подмосковного аэродрома и взял курс на запад. Путь предстоял долгий – от Монино до Кенигсберга и обратно. Полет к цели прошел спокойно. Вот уже внизу Кенигсберг. Город переливался щедрой россыпью электрических огней – советского самолета никто не ожидал. Зенитки открыли огонь только после того, как город озарился пламенем взорвавшихся бомб. Командир экипажа лейтенант Б. П. Чистов повторил заход, чтобы сфотографировать результаты бомбометания. И вдруг самолет вздрогнул – загорелся правый мотор. Пламя удалось сбить скольжением, но двигатель вышел из строя. Высота резко упала. Стрелок-радист Лаврентьев передал на командный пункт, что самолет поврежден. В Монино решили, что экипаж не вернется на свой аэродром: пролететь более полутора тысяч километров на одном двигателе – задача практически невыполнимая. Однако экипаж вел энергичную борьбу за спасение самолета. За борт выброшены кислородные баллоны, бронеплиты. Стараясь уменьшить крен машины, штурман Кошель, помогая командиру, уперся ногами в левую педаль... Едва не цепляясь за верхушки деревьев, бомбардировщик наконец коснулся колесами взлетной полосы, пробежал несколько метров и остановился. Оба винта были неподвижны, горючего не было. Болталась распоротая осколками обшивка. 130 пробоин насчитали в самолете. После боевых действий на Ленинградском фронте полк, оказывая эффективную помощь наземным войскам, участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины, в битве за Днепр, наносил бомбовые удары по военным объектам Киева, сражался за освобождение Крыма и Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Ф. Ф. Кошелю было присвоено звание Героя Советского Союза. Уже была разгромлена группировка противника в Белоруссии, наши войска быстро продвигались на запад. Теперь, когда фашисты поспешно отступали, особенно тяжело было терять в боях своих товарищей. Но 23 августа 1944 года 9-й гвардейский авиаполк понес тяжелую утрату: при выполнении боевого задания погиб Герой Советского Союза гвардии капитан Ф. Ф. Кошель. Похоронен Герой в городе Белая Церковь Киевской области. Литература: Булкин С. П. Герои Отечества. Донецк, 1977. С. 178–179. Подвиги, ставшие легендой. Донецк, 1985. С. 258–259. |
|
|