"Навечно в строю"Катунин Илья Борисович
Родился в 1908 году в городе Гомеле. Еврей. Член КПСС с 1931 года. Герой Советского Союза (31.5.1944). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Катунин Илья Борисович Маркин Андрей Михайлович В 1916 году, когда Илье Катунину еще не было восьми лет, вернулся с фронта его отец, но, израненный, вскоре умер. Трое сыновей и дочь остались на попечении матери – уборщицы в гомельской типографии. После революции Илью взяли в детский дом. Здесь он пошел в школу, овладел слесарным ремеслом и в 1924 году вступил в комсомол. Отсюда его проводили на завод «Пролетарий», ныне Гомельский станкостроительный завод имени С. М. Кирова. В 1931 году заводская парторганизация приняла Илью Катунина в члены партии, а в 1932-м послала его в Ейскую школу морских летчиков. Спустя два года он успешно окончил ее и вплоть до начала Великой Отечественной войны готовил летные кадры в Бежицком (Орджоникидзеградском) и Брянском аэроклубах, а с июля 1941-го – в 8-й военной авиашколе первоначального обучения. Когда грянула война, Катунину стало невмочь оставаться в тылу, он рвется на фронт. Не убеждают доводы начальства о том, что его делом является готовить летчиков, он снова и снова подает рапорты с просьбой об отправке на фронт. Не мог он сидеть в тылу еще и потому, что его родной город Гомель, где остались мать, братья, сестра и семья – жена Мария, дочь Дина и сын Вадим, оккупировали немцы. В начале 1943 года, после переподготовки в запасном авиаполку, Катунин был направлен в Заполярье, в 46-й штурмовой авиаполк Северного флота. Любой бой в небе сурового Заполярья, над холодными водами Ледовитого океана – тяжелое испытание моральных и боевых качеств североморских летчиков. Экипаж Катунина, состоявший из коммуниста и комсомольца, с честью и достоинством выдерживал сложнейшие боевые экзамены. Особенно сдружился Катунин со стрелком-радистом А. М. Маркиным, с которым с тех пор он постоянно летал на боевые задания. В одном из боевых вылетов Ил-2 Катунина атаковал «мессершмитт». Однако Андрей успел опередить врага и меткой очередью поджечь его. Фашистский истребитель рухнул в море. 5 сентября 1943 года четверка штурмовиков Ил-2 46-го штурмового авиаполка под командой старшего лейтенанта И. Б. Катунина атаковала в районе мыса Скальная транспорт, шедший в сопровождении миноносца. Катунину удалось потопить транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн, а его ведомые повредили крупный боевой корабль противника. Через несколько дней Катунин, возглавляя четверку штурмовиков, одержал еще одну победу – лично потопил вражеское судно. Ранним утром 23 апреля 1944 года воздушный разведчик младший лейтенант В. А. Быстров обнаружил в Баренцевом море вражеские корабли, шедшие, прижимаясь к скалистым берегам, в прифронтовую базу. Над конвоем барражировали фашистские истребители. Штаб авиации Северного фронта выделил для уничтожения конвоя несколько групп самолетов. Штурмовала конвой и восьмерка Ил-2 под командой заместителя командира и парторга эскадрильи капитана Катунина. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из восьми транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было шесть миноносцев. Истребители прикрытия связали боем гитлеровские самолеты, а штурмовики Катунина через плотный зенитный огонь устремились к конвою. Ведущий пошел в атаку на головной транспорт. Внезапно его машину резко бросило в сторону. Из мотора густо повалил дым, а затем вырвалось пламя. В эфире раздались тревожные голоса: – Горит ведущий! Капитан Катунин спокойно напомнил: – Бомбы бросать с пикирования. Боевой порядок выдерживать! Первой вошла в пике командирская машина. От горящего самолета черными точками отделились сброшенные на цель бомбы, а вслед за ними тяжелый штурмовик, направляемый твердой рукой коммуниста Ильи Борисовича Катунина, врезался в крупный транспорт. Огромной силы взрыв потряс окрестности. Столбы дыма и огня взметнулись над протараненным и тут же затонувшим транспортом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота капитан И. Б. Катунин и стрелок-радист этого полка сержант А. М. Маркин были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно. Оба Героя зачислены навечно в списки воинской части. На территории музея авиации Северного флота по проекту матроса В. Власова сооружен памятник – высокая четырехгранная стела, у подножия которой установлены бюсты И. Б. Катунина и А. М. Маркина. Именем Катунина названы поселок Лахта Приморского района Архангельской области и одна из его улиц, а также улица в Гомеле, большой рыболовный траулер, пионерская дружина школы № 13 в Брянске. Имя Маркина присвоено улице и средней школе в поселке Катунино, судну Министерства рыбного хозяйства. Бюсты героев установлены в поселках Сафоново Мурманской области и Катунино Архангельской области. На улице Катунина в Гомеле установлена мемориальная доска. Литература: Бессмертные подвиги. М., 1980. С. 157–161. Герасименко Д. Я., Колкер И. И., Нехорошков Ф. А. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982. С. 62–63, 80–81. Герои бессмертны. М., 1980. С. 26–30. Навечно в строю. М., 1966. Кн. 5. С. 114-131. Рощин И. И., Сеньков И. С. Парторги военной поры. М., 1983. С. 122–132. |
|
|