"Навечно в строю"Калараш Дмитрий Леонтьевич
Родился в 1911 году в Киеве. Русский. Член КПСС с 1940 года. Герой Советского Союза (13.12.1942). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета». Дмитрию Каларашу не было и пяти лет, когда умерла его мать, а через три года, в бою под Благовещенском, погиб его отец-партизан. Поэтому родным для Дмитрия стал детский дом в деревне Суражевке, в котором он воспитывался до 15 лет. Окончив 7 классов в 1927 году, стал студентом Хабаровского педтехникума. Но, проучившись чуть более двух лет, в декабре 1929-го восемнадцатилетний юноша по путевке хабаровского комсомола отправился на учебу в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В июне 1932 года летчик-истребитель Калараш был направлен на службу в авиачасть Московского военного округа. Дмитрий неоднократно участвовал в воздушных парадах на Тушинском аэродроме в Москве, а в мае 1936 года за успехи в овладении боевой авиационной техникой, за умелое руководство подготовкой подчиненных командир звена старший лейтенант Дмитрий Калараш был награжден орденом «Знак Почета». Готовясь к первомайскому параду в 1941 году, майор Калараш вместе с командиром истребительной авиадивизии ПВО полковником И. Д. Климовым первым освоил новый истребитель МиГ-3. А вскоре началась война... Известный летчик-испытатель, в начале войны – командир 402-го истребительного авиаполка особого назначения, впоследствии Герой Советского Союза генерал-Майор авиации П. М. Стефановский в своих воспоминаниях рассказал о том, как Д. Л. Калараш, услышав о формировании авиационных истребительных частей из испытателей-добровольцев, прилетел сразу на своем МиГе и был тут же назначен заместителем Стефановского. 30 июня 1941 года 402-й истребительный авиаполк особого назначения вылетел на один из фронтовых аэродромов, находившихся в Псковской области. С тех пор на Западном фронте началась боевая деятельность летчиков-испытателей, вместе с которыми сражался с фашистами и Дмитрий Калараш, неутомимо летая на штурмовку вражеских войск на переправах, свободную «охоту», патрулирование над нашими перегруженными коммуникациями, разведку, прикрытие своего аэродрома. Осенью 1941 года, когда летчики-испытатели были отозваны с фронта, майор Калараш вернулся в 6-й истребительный авиакорпус ПВО. Защищая Москву от налетов фашистской авиации, он искусно бил врага в воздухе. За умение организовать бой и добиться победы в любой обстановке, за мужество и героизм в воздушных боях он был награжден орденом Красного Знамени. С мая 1942 года Д. Калараш в составе 15-й ударной авиационной группы, а затем в 236-й истребительной авиационной дивизии воевал на Северо-Кавказском фронте. Еще ярче проявились здесь в боях его трезвый расчет, способность к смелым и решительным действиям. Однажды в июне 1942 года в воздушной схватке был подбит самолет командира группы генерала Климова. Выбросившись с парашютом из охваченной пламенем машины, Климов был атакован двумя вражескими истребителями, которые хотели расстрелять летчика. Увидев, в какую беду попал командир, майор Калараш мгновенно бросился на выручку и заставил гитлеровцев отступить. В конце сентября 1942 года вражеское командование начало наступление на Туапсинском направлении. Фашистская авиация почти непрерывно бомбила коммуникации и боевые порядки наших войск. В условиях пятикратного превосходства противника в авиации перед советскими летчиками была поставлена трудная задача– драться в воздухе за четверых, за пятерых,"но делать все возможное, чтобы не допустить прицельного бомбометания по нашим наземным войскам. В тех осенних боях особенно отличился штурман 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта Дмитрий Калараш. В середине сентября ему было присвоено воинское звание подполковника. К этому времени он произвел 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 11 самолетов противника и шесть – в группе. За эти ратные успехи, мужество и отвагу он был удостоен звания Героя Советского Союза. 29 октября 1942 года состоялся его последний воздушный бой. В тот день наши истребители прикрывали с воздуха части 9-й гвардейской стрелковой бригады, наносившей контрудар по противнику, прорвавшемуся в направлении поселка Лазаревское (ныне это район города Сочи Краснодарского края). Подполковник Калараш вместе с ведомым капитаном Щировым вступили в бой с шестеркой «мессершмиттов». Когда два из них были сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идет на посадку. Фашисты пытались сбить истребитель Щирова, понимая, что он ранен и с трудом ведет самолет домой. Калараш прикрывал друга до тех пор, пока Щиров не оказался в безопасности. Отбивая атаки врага, Дмитрий, несколько раз раненный, израсходовал все боеприпасы и бросал свою изрешеченную машину в лобовую атаку. Но фашисты уклонялись от лобового таранного удара. Тогда Дмитрий свечой взмыл в небо, поднялся над вражескими истребителями и, наметив цель, обрушил свой покалеченный истребитель на врага. Мощный взрыв потряс окрестности... Похоронен Герой в Лазаревском. На здании педучилища в Хабаровске в его честь установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в городах Люберцы Московской области и Хабаровске, интернат № 17 в городе Свободный Амурской области. Литература: Коммунисты, вперед! М., 1979. С. 30–31. Марчук Ю. А. Память сердца. Кишинев, 1981. С. 34–42. Подвиги их бессмертны. Хабаровск, 1985. С. 59–62. Сергиенко А. М. Амурцы – Герои Великой Отечественной. Благовещенск, 1970. С. 109–120. |
|
|