"Твои Герои, Курская дуга"

Дунаев Николай Пантелеевич

 

 Родился 5 мая 1918 г. в деревне Колено, ныне село Елань-Колено Новохоперского района Воронежской области, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 г. Окончил неполную среднюю школу. Учился в аэроклубе в городе Борисоглебске, работал инструктором районо по начальным школам. В Красную Армию призван в 1938 г. В 1940 г. окон­чил Борисоглебскую военную авиационную школу. На фрон­тах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командиру эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) капитану Дунаеву Н. П. Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 2 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 г. окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. В 1960 г. полковник Н. П. Дунаев уволен в запас. Живет в Москве. Работает инспектором Министерства граж­данской авиации. Награжден орденом Ленина, тремя орде­нами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и меда­лями.

 

 Лето 1943 года. Ясным июльским утром в центре России началась одна из самых жестоких битв второй мировой войны. Впоследствии она получила название Курской...

Эскадрилья капитана Дунаева, вылетев на сопро­вождение «илов», в районе Белгорода столкнулась с шестеркой немецких истребителей. В лобовой атаке командир сбил «мессера», но в это время сам был ата­кован двумя фашистскими летчиками. Умело маневри­руя, он резко рванул машину вверх и ушел от пресле­дователей...

День за днем рос счет мести отважного летчика вра­гу: 6 июля он сбил вражеский самолет над Белгородом, 8-го — над Томаровкой, 11-го — снова над Белгоро­дом. 13 июля пятерка «яков», ведомая капитаном Ду­наевым, направляясь к месту выполнения боевого зада­ния, встретила большой отряд немецких самолетов, со­стоявший из двух групп. В первой группе — четырнад­цать «юнкерсов» и девять «мессершмиттов», во второй — двенадцать Ю-88 и восемь истребителей Ме-109. Пять против сорока трех! На стороне врага было более чем восьмикратное превосходство.

Командир понимал, что главная задача — рассеять противника, не пропустить его к месту выполнения своей боевой задачи. Правильно оценив обстановку, Дуна­ев повел своих подчиненных в атаку. Летчики стреми­тельно ворвались во вражеский строй и смешали его. Неравный бой длился сорок минут. Победа осталась за нашими мастерами воздушных сражений — они на­несли фашистам тяжелый урон. Сам командир эскад­рильи в этом бою сбил два вражеских самолета — «юн­керс» и «мессершмитт». Но эта победа досталась нелег­ко: его истребитель получил четыре снарядных и две­надцать пулевых пробоин. И все же Дунаев, опытный летчик, сумел дотянуть до аэродрома и посадить изра­ненную машину. Он тут же пересел на другой истреби­тель и снова взмыл в небо навстречу врагу...

В сложных метеорологических условиях на задания посылались самые опытные летчики. Среди них — и капи­тан Дунаев. Однажды он нес патрульную службу. Уме­ло прячась за облаками, летчик своевременно вышел в заданный район, но тут был встречен двумя вражескими истребителями. Но немецкие асы зря понадеялись на свое численное превосходство: Дунаев дрался искусно, и вскоре один из них на горящем «мессере», оставляя за собой черный дымный след, врезался в землю, а дру­гой, не желая рисковать, прекратил атаки и удалился на свою территорию. И на этот раз, несмотря на множе­ство пробоин в машине, летчик благополучно вернулся в расположение своей части.

К концу августа 1943 года командир эскадрильи ка­питан Н. П. Дунаев совершил 337 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 13 самолетов против­ника и 7 в группе.

ЛИТЕРАТУРА:

Гринько А. И., Улаев Г. Ф. Богатыри земли Воронеж­ской. Воронеж, 1965. С. 135—137.

Калинин В. В., Макаренко Д. Г. Герои подвигов на Харьковщине. Харьков, 1970. С. 242—243.

Бесплатный хостинг uCoz