Герои Советского Союза

Баранов Николай Артёмович

 

  Баранов Николай Артёмович – моторист полуглиссера ПГ-111 1-го отдельного отряда полуглиссеров 1-й бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии, старший матрос.

 Родился 22 июня 1926 года в селе Амонь Хомутовского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил неполную среднюю школу.

 В Военно-Морском Флоте с 1943 года. В 1941 году Баранов оказался на оккупированной врагом территории. Представители «нового» порядка решили Баранова в числе другой молодёжи угнать в Германию на каторжные работы. Баранов и его друзья ушли в партизаны. Трудно было партизанить небольшому отряду в малолесистой местности Курской области, поэтому в конце 1942 года им удалось пробиться через линию фронта.

 В 1943 году Баранов был зачислен в Днепровскую военную флотилию на должность моториста полуглиссера. 1-я бригада речных кораблей выполняла боевые задания на реках Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпре.

 Отличился Баранов летом 1944 года в боях за белорусские города Бобруйск и Пинск. Получил благодарность Верховного Главнокомандующего. С боями дошёл до Германии.

 В апреле 1945 года началась Берлинская операция. Днепровская военная флотилия была в оперативном подчинении 1-го Белорусского флота. Ей предстояло переправить войска 9-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии через реку Шпре в Берлин. Отряд полуглиссеров под командованием лейтенанта М.М. Калинина с 16 по 22 апреля следовал на грузовых автомашинах в боевых порядках корпуса с Кюстринского плацдарма. В ночь на 24 апреля 1945 года полуглиссеры под огнём противника были спущены на воду, и началась переправа разведывательных и передовых отрядов десантных войск.

 Полуглиссером под № 111, где мотористом был старший матрос Баранов, командовал старшина 2-й статьи Сотников. Под непрекращающимся огнём противника катер сделал через Шпре несколько рейсов и высадил у леса Плентер-вальде около 2-х стрелковых рот. После того как командир катера погиб, командование принял на себя Баранов, продолжая переправлять бойцов на левый берег. Он доставил на плацдарм ещё около 120 бойцов. Во время 11-го рейса Баранов был тяжело ранен и 25 апреля 1945 года скончался…

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему матросу Николаю Артёмовичу Баранову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 Похоронен Герой в братской могиле в городе Кюстрин (ныне Кюстшин, Польша).

 Приказом Министра обороны СССР Н.А.Баранов навечно зачислен в списки личного состава одной из частей Военно-Морского Флота.

                       ______________________________________

 

                                     Навечно в строю моряков.

  Наши войска приближались к родному селу Николая Баранова. Тихими вечерами в селе Амонь уже были слышны отголоски далекого боя. Но потом наступление приостановилось. Жители села с тревогой вслушивались в далекий говор артиллерии.

 В один из таких апрельских вечеров из села вышли двое парней и направились в сторону чуть слышных орудийных выстрелов. Это были Николай Баранов и Иван Шипов. Они решили во что бы то ни стало перебраться к своим. Когда забрезжил рассвет, подошли к линии фронта. Все обошлось благополучно. Восход солнца застал их уже на освобожденной курской земле.

 Через два дня они стояли в строю призывников и слушали напутственное слово райвоенкома. Ночью их посадили в теплушки и направили в Курск, а затем на формирование.

 Николая Баранова зачислили в военно-морской флот. На фронт он попал только через год. В учебном отряде овладевал специальностью моториста. Первое боевое крещение получил на Березине и Припяти.

 Воевал он на небольших, но быстроходных речных кораблях – полуглиссерах.

 Первая бригада речных кораблей Краснознаменной Днепровской флотилии с боями продвигалась все дальше и дальше на запад. Освобождена Белоруссия, затем бои в Польше, Германии. В этих боях закалялось и крепло боевое мастерство старшего краснофлотца Николая Баранова. Не раз смекалка и находчивость выручали моряка.

 И вот наступили решающие бои. Первой бригаде речных кораблей была поставлена задача перебросить части 5-й ударной армии на западный берег Шпрее. В ночь с 22 на 23 апреля катера первого отряда полуглиссеров должны были высадить десант в самом центре Берлина. Задача была трудная и ответственная. Оба берега – и западный, и восточный, да и все пространство между ними – простреливались немецкими минометами и автоматами. Все должны были решить внезапность, быстрота и дерзость. Катерники и десантники тщательно готовились к этой операции. Продумывались и предугадывались возможные варианты предстоящего боя. С наступлением темноты десант был принят на катера, и они устремились к вражескому берегу. Хотя немцы и не ожидали такой дерзости, опомнились они довольно быстро и открыли бешеный огонь по приближающимся катерам из минометов, автоматов и даже из орудий танков, укрывшихся за развалинами зданий. Но ничто уже не могло остановить стремительного налета бесстрашных днепровцев. Первая группа десантников почти без потерь высадились на вражеский берег.

 Через несколько минут катера приняли новую группу бойцов и снова устремились к противоположному берегу. Противник, окончательно пришедший в себя, еще более усилил огонь. Катер Николая получил несколько пробоин. Отказало рулевое управление. Это осколком снаряда перебило штурвальный трос. Пришлось сбавить ход, а затем совсем остановить катер. В пробоины стала поступать вода. Катер беспомощно колыхался на вспененной винтами и разрывами воде. Враги спешили добить его. Разрывы приближались все ближе и ближе. Но Баранов устранил неисправность. И катер двинулся вперед. Он достиг вражеского берега, высадил десант и возвратился на свою сторону, где его ожидала новая группа бойцов. Пошли в третий рейс. На середине реки вражеская пуля смертельно ранила командира. Катер, потеряв управление, не сбавляя хода, пошел по пологой дуге, пересекая путь соседним катерам. Десантники, еще не совсем понимая, что случилось, забеспокоились и тревожно посматривали на мостик. Положение становилось критическим. Николай бросился к раненому командиру.

 - Что с вами, товарищ командир?

 - Все Коля, отвоевал я. Прощай. Становись за штурвал.

 Старший краснофлотец Николай Баранов принял командование катером. Катер, управляемый твердой рукой моряка, пошел заданным курсом. Высадив десант, Николай забрал нескольких раненых бойцов и направился к своему берегу.

 Командир отряда лейтенант Калинин приказал Баранову продолжить выполнение задачи. Заделав наскоро пробоины, через которые поступала вода, Николай снова повел катер сквозь сплошную завесу огня. В эту ночь он еще много раз водил свой стремительный, весь изрешеченный осколками катер к вражескому берегу. Нужно было проявить много храбрости и искусства, чтобы прорваться сквозь разрывы вражеских снарядов, высадить десант в нужном месте и возвратиться за новой группой.

 Николай Баранов переправил 120 десантников. Одиннадцатый рейс для него оказался последним. Николай был тяжело ранен осколком немецкой мины. Не дожил моряк до светлого дня Победы, не увидел Указа ВС СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но он навечно остался в строю военных моряков.

В.Е.Калашников.

Бесплатный хостинг uCoz