"Твои Герои, Курская дуга"Горовец Александр Константинович
Родился 12 марта 1915 г. в деревне Мошканы ныне Сенненского района Витебской области в семье крестьянина. Белорус. Член КПСС с 1939 г. Образование неполное среднее. Работал слесарем. В 1932 г. призван в ряды Красной Армии. В 1935 г. окончил Ульяновскую летную школу. Затем работал в аэроклубе г. Шахты Ростовской области. В 1941 г. вновь призван в Красную Армию. С июня 1942 г. на фронтах Великой Отечественной войны. Погиб в бою 6 июля 1943 г. Заместителю командира эскадрильи 88-го гвардейского авиационного полка (8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) гвардии лейтенанту Горовцу А. К. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. Похоронен на 597-м километре автомагистрали Москва — Симферополь (Ивнянский район Белгородской области). Улицы в Минске, Витебске, Богушевске, а также совхоз Сенненского района и школа деревни Мошканы носят его имя.
9 июля в 19 часов 40 минут эскадрилья самолетов Ла-5 после патрулирования возвращалась на свой аэродром. Замыкающим, как было заранее договорено, шел заместитель командира эскадрильи Александр Горовец. Вскоре он заметил до 20 вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88», следовавших курсом к нашему переднему краю. Горовец попытался доложить об этом своему ведущему капитану А. И. Мишустину, но его рация вышла из строя. И тогда Александр один ринулся навстречу врагу. Он был уверен в успехе, так как видел, что противник шел без прикрытия истребителей. Уже в первой лобовой атаке гвардеец очередью поджег ведущего группы, и тот рухнул на землю. Строй «юнкерсов» нарушился, сброшенные бомбы полетели мимо цели. Искусно маневрируя, Горовец прошивал вражеские машины снайперскими очередями, заходя то сбоку, то сверху, то снизу. После каждой стремительной атаки один за другим отваливали горящие вражеские самолеты. Прошли считанные минуты — и четыре «юнкерса» пылали на земле. А Горовец уже поджег пятый, затем шестой... — Молодец! Молодец! — с восхищением говорили пехотинцы, артиллеристы и танкисты, наблюдавшие за воздушным боем. Когда загорелся девятый вражеский бомбардировщик, в баках истребителя остались считанные литры горючего, кончились боеприпасы. Горовец уже взял курс на свой аэродром, как на него набросились четыре истребителя «Фокке-Вульф-190», вызванные на помощь бомбардировщикам. Александр решил принять и этот бой. Он повел свой Ла-5 на таран. Всего несколько десятков метров не дотянул он до вражеского истребителя: его самолет остановился на мгновение, а затем вошел в штопор и врезался в землю... Весть о героическом бое коммуниста Горовца облетела 2-ю воздушную армию. Ее газета «За Родину» сообщала о беспримерном подвиге гвардейца. 13 июля о нем узнала вся страна из сводки Совинформбюро. Подвиг Горовца не имеет себе равных в истории мировой авиации. Это единственный летчик в мире, сбивший такое количество самолетов в одном бою. Его наградной лист, подписанный командиром 88-го гвардейского истребительного авиаполка капитаном Клепиковым, свидетельствует: «В этом воздушном бою товарищ Горовец проявил исключительное летное мастерство, отвагу и героизм, лично сбил 9 самолетов противника и сам погиб смертью храбрых». Летом 1957 года близ хутора Зоринские Дворы были найдены отдельные части самолета А. К. Горовца, его оружие, партийный билет и другие документы, ЛИТЕРАТУРА: Летчики. 2-е изд. М., 1981. С. 207—218. Мень Г. Я. История одного подвига. 2-е изд. доп. Минск, 1976. Они прославили Родину. Кн. 1. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 1974. С. 134—139. |
|
|