"Твои Герои, Курская дуга"Гаврилов Пётр Иванович
Родился 29 июня 1907 г. в селе Култук-Зюйдостов ныне Сальянского района Азербайджанской ССР в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1931 г. После окончания 5 классов работал на рыбном промысле. В 1929 г. был призван в Красную Армию. В 1934 г. окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Принимал активное участие в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командиру эскадрильи 99-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка (15-я воздушная армия, Брянский фронт) гвардии майору Гаврилову П. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1956 г. подполковник П. И. Гаврилов уволен в запас. В настоящее время живет в Краснодаре. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями. Его имя носит средняя школа-интернат в селе Большой Толкиш Чистопольского района Татарской АССР.
На смену весне пришло жаркое лето. Теплые ветры высушили почву на многочисленных аэродромах и взлетных площадках, понесли по наезженным грунтовым дорогам Орловщины облака пыли. Все чаще и чаще в небе слышался далекий рокот моторов, и по этим приглушенным звукам даже новички на фронте безошибочно определяли: разведчики. Самолеты Пе-2 перелетали линию фронта «на потолке», избегая встреч с вражескими истребителями, обходя обнаруженные немецкие зенитные батареи. Что делает противник? Что скрыто за обманчивой тишиной на переднем крае? Ответы на эти вопросы вместе с однополчанами искал, углубляясь в тылы противника, пересекая дороги, фотографируя аэродромы в Карачево и Нарышкино, экипаж командира эскадрильи воздушных разведчиков гвардии майора П. И. Гаврилова. Его боевая работа восхищала в полку всех, даже самых искусных разведчиков. Получая задание, он всегда возвращался с ценными сведениями. Все внимание экипажей в это время (в начале июля 1943 года) было приковано к районам Орла, Мценска, Волхова, Брянска, Нарышкина, Кром, Красной Степи. Туда пролегали самые опасные и самые важные маршруты. Оттуда наше командование ожидало наступления гитлеровцев. Все чаще и чаще разведчикам приходилось вести бои в воздухе. Хотя погода в июле не баловала летчиков Брянского фронта: то гремели грозы, то поднимались густые туманы, то облачность опускалась до самых вершин сосен, — к 11 июля разведчики 99-го отдельного гвардейского авиаполка облетали вдоль и поперек передний край и ближние тылы противника. Наиболее важные цели находились неподалеку от Орла в населенных пунктах Березовец, Архангельское, Сетуха, Моховое, на скатах отдельных высот у берегов реки Неручь, близ Ореховки. По этим целям и наносили мощные удары штурмовики и бомбардировщики соседних авиаполков. ...Экипажи разведывательного авиаполка один за другим уходили в небо, направляясь по уже знакомым маршрутам в глубину обороны и дальние тылы противника. Летчики получили задание: уточнить, из каких районов фашистское командование перебрасывает войска, держать под наблюдением важнейшие коммуникационные пути врага, обнаруживать начало и пути его отхода. Разведчики искали и находили. Доклады экипажей следовали один за другим, изобиловали важными тактическими и оперативными данными, которые немедленно использовались командованием. Вылеты этого периода отличались от предыдущих, как и сама атмосфера, в которой велась вся боевая работа. Началось и успешно развивалось наше наступление. Сознание этого удваивало энергию, побуждало к активным действиям. Вот Петр Гаврилов получает от командира полка задание, переданное лично начальником штаба армии с предупреждением «весьма важно». Экипажу предстоит разведка районов Орла и Мценска. Еще не все самолеты скрылись в бескрайнем небе, а радисты на КП уже стали принимать с бортов «петляковых» самые свежие и самые важные в этот час донесения, немедленно докладывая их командиру полка, который находится здесь же неотлучно. Прошло какое-то время, и вот уже Гаврилов докладывает: «В Орле до 700 автомашин и танков. На железнодорожной станции — 25 эшелонов. От Мценска на Орел движется автоколонна в количестве до 70 автомашин». Вылеты разведчиков продолжаются весь день. К августу 1943 года гвардии майор Петр Гаврилов за время оборонительной и наступательной стратегических операций Курской битвы сделал 130 боевых вылетов на воздушную разведку — больше других своих однополчан. Этого разведчика окружающие называли «охотником-следопытом». Под стать ему был и штурман экипажа Николай Сергеенков, обладавший необыкновенным чутьем и наметанным глазом, умевший мгновенно оценить обстановку в воздухе и на земле. В районе Орла этот экипаж умело вскрывал движение вражеских колонн, обнаруживал скопления танков, производил фотосъемки аэродромов, железнодорожных станций и других важных объектов. Его донесение в разгар боев о переброске танков противника из Карачева в Змиевку оценивалось высшим баллом. При этом надо учитывать, что в ходе завершающего этапа Орловской операции условия боевых вылетов все более усложнялись, так как враг не хотел мириться со своим поражением на Курской дуге и бросал в бой все новые и новые силы... Экипаж гвардии майора П. И. Гаврилова, как и другие гвардейцы-разведчики, работал отлично. Такую оценку не раз давало им командование воздушной армии. ЛИТЕРАТУРА: Чечельницкий Г. А. Летчики на войне. М., 1974. С. 19—20 |
|
|