"Твои Герои, Курская дуга"Безух Михаил Иванович
Родился 25 мая 1914 г. в селе Белосарайская ныне Першотравневого района Донецкой области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил начальную школу, школу ФЗУ Рыбпрома, два курса рабфака. В Красной Армии с 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. Штурману 565-го штурмового авиационного полка (224-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт) майору Безуху М. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После Великой Отечественной войны полковник М. И. Безух продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1950 г. окончил Военно-воздушную академию, в 1957 г. — Военную академию Генерального штаба. С 1965 г. генерал-майор М И. Безух в запасе. Жил в Москве. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Кутузова 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Умер 31 июля 1971 г. Его имя носят Белосарайская восьмилетняя школа и улица в поселке городского типа Першотравневое.
Наградные листы на отважного летчика Михаила Безуха, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны СССР, рассказывают о его метких штурмовых ударах по аэродромам противника в Сеще и Брянске накануне Курской битвы. 17 апреля 1943 года майор Безух, будучи ведущим группы 16 самолетов Ил-2, нанес бомбардировочно-штурмовой удар по самолетам противника на аэродроме Сеща. В результате группой было уничтожено и повреждено 13 самолетов, взорван оклад с горючим, подавлен огонь двух батарей зенитной артиллерии средних калибров и пять зенитно-пулеметных точек. 21 апреля была разработана операция по удару 24 штурмовиков по Брянскому аэродрому гитлеровцев. Однако погода выдалась нелетная, видимость слабая и выполнение задания откладывалось. Тогда Михаил Безух, отобрав шесть самых опытных экипажей, обратился к командующему 1-й воздушной армией за разрешением на выполнение этой операции. Получив «добро», Безух вывел шестерку «илов». Без прикрытия истребителей, на бреющем полете, буквально прижимаясь к земле, группа Безуха внезапно вышла на аэродром и нанесла ошеломляющий удар. Враг потерял 22 самолета! Шестерка Безуха благополучно приземлилась на свой аэродром, не потеряв при выполнении этого боевого задания ни одного самолета. В ходе контрнаступления под Курском боевые действия советской авиации приняли особенно широкий размах. На орловском направлении вновь действовали силы 1-й воздушной армии Западного фронта. В условиях завоеванного господства в воздухе наша авиация не ослабляла борьбы с наземными войсками противника. Эта борьба велась непрерывно и наиболее активными способами. 3 августа штурман полка майор Безух, будучи ведущим шестерки «илов», бомбил колонны вражеских автомашин на шоссе Брянск — Карачев. При выходе из атаки в самолет ведущего попал зенитный снаряд. Были перебиты рули поворота и глубины. Маневрировать подбитой машиной стало почти невозможно, и все-таки, продолжая полет позади группы, Безух сумел отразить два нападения «мессершмиттов». Когда казалось, что опасность уже позади, от прямого попадания снаряда штурмовик Безуха развалился на три части. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом и приземлился на своей территории. 14 августа 1943 года командир 565-го штурмового авиационного полка подполковник И. К. Сериков подписал еще один наградной лист, представляя майора М. И. Безуха к высшей степени отличия Родины — званию Героя Советского Союза. Отважный летчик продолжал громить врага и закончил войну командиром авиационного полка. ЛИТЕРАТУРА: Кавалеры Золотой Звезды, Донецк, 1976. С. 27—29. |
|
|