Герои Советского Союза

Певнев Григорий Михайлович

 

 Григорий Михайлович Певнев родился в 1922 г. в селе Медвенка Обоянского (бывш. Медвенского) района.

 В 1941 г. призван к Советскую Армию. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 г. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Командир взвода инженерно-саперного батальона лейтенант Певнев проявил мужество и отвагу при форсировании рек Варта и Одер. Погиб 27 января 1945 г. во время строительства моста через Одер.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г. Певневу Григорию Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 Со своим взводом лейтенант Певнев в дни наступательных боев обеспечивал переправу войск и техники через реки Пилица, Варта, Просно и Одер. Совершая ежесуточно марш в 40—45 км, взвод каждый раз с ходу принимался за работы по инженерному обеспечению продвижения наших войск: строил ледяные переправы на реке Просно, мосты на реке Варта у Рыхлоцыйце, на реке Одер, у Тарксдорфа. Лейтенант Певнев показал отличное знание саперного дела и беззаветную преданность Родине. Всегда находясь вместе с бойцами, лейтенант Певнев личным примером воодушевлял подчиненных на подвиг и геройство.

 Взвод лейтенанта Певнева при строительстве моста в районе Тарксдорф, несмотря на неоднократные налеты авиации противника, продолжал работать. Лейтенант Певнев все время продолжал командовать взводом, проявляя в тяжелые минуты мужество и храбрость. С расчетом забойщиков забивал сваи, укладывал прогоны и т. д. Во время одного из очередных налетов авиации противника лейтенант Певнев погиб.

 Беспримерное мужество и героизм Певнева и его взвода воодушевляли всех бойцов, занятых на строительстве моста, на своевременное выполнение боевого задания.

                                 _________________________________

 

                                               Чернорабочий Победы

  Есть солдаты, о подвигах которых мало говорят. Их мужество лише­но блеска. Их отвага носит защит­ный цвет. Саперы — это солдаты-труженики, это чернорабочие по­беды.

И. Эренбург.

 Сколько километров разделяют небольшой русский поселок Медвенка и немецкое село Крелау? А на сколько умножатся они, если пройдены фронтовыми дорогами, всегда в боевых порядках, когда каждое задание может стать последним? Ведь недаром говорят, что сапер ошиба­ется один раз. Эти трудные километры преодолел и совсем немного не дошел до Берлина лейтенант Григорий Певнев.

 Он родился в семье немолодых крестьян. Хозяйство у отца было небольшое. Когда началась коллективизация, Певневы вступили в колхоз, носивший имя Куйбышева. Сын рос тихим и спокойным. Учился охотно. Но началась война. Не дожидаясь повестки, Григорий пошел в военко­мат. Окончившего 10 классов Медвенской средней школы юношу вместе с четырьмя земляками направили в Мичу­ринское военно-инженерное училище. В небольшом го­родке на тамбовщине он овладевал военными знаниями. В напряженных занятиях помогала допризывная подго­товка, приобретенные навыки противохимической защи­ты, санитарной обороны, меткой стрельбы. И физическая закалка — он был тренированным лыжником.

 Учиться пришлось недолго — выпуск был ускоренным. В 1942 г. молодой офицер Григорий Певнев получил бое­вое крещение под Сталинградом. Здесь на великой рус­ской реке он впервые отчетливо ощутил, какая ответствен­ность ложится на плечи воинов-саперов. Отсюда начался отсчет его фронтовых верст, ощетинившихся минными заграждениями и укреплениями противника, большими и малыми реками и речушками. В наградном листе Григо­рия Певнева названы лишь основные из них: Днепр, Пилица, Варта, Просно, Висла, Одер. Если же попробовать посчитать все на этом пути — собьешься со счета, к тому же у каждой свои особенности, свой норов. Возможно, где-нибудь в донесениях командира 32-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона командованию 7-й штурмовой инженерно-строительной бригады и сох­ранили конкретные сведения о том, к примеру, сколько гатей через болота и трясины соорудил взвод лейтенанта Певнева на подходе к Днепру, сколько пехоты и техники прошло по наведенным его бойцами мостам или понто­нам. В приказе же по бригаде от 22 октября 1943 г. коротко сказано, что командир взвода Григорий Михайлович Певнев награжден медалью «За боевые заслуги». Это была его первая боевая награда.

 Немецкий генерал Меллентин писал: «Русские навели через Днепр несколько переправ, причем проявили нас­только большое искусство в этой области, что сумели построить мосты для переправы войск и лошадей с насти­лом ниже уровня воды». Среди этих мужественных, уме­лых и изобретательных людей набирался опыта и смекал­ки Григорий Певнев, следуя правилу: «Умей использовать все средства и возможности для переправы». Вторую наг­раду он получил в августе 1944 г. за форсирование Вислы. Здесь сложилась трудная обстановка. Когда части 19-й инженерно-саперной бригады сооружали мосты через реку, вражеская авиация разрушала переправу. Но, восста­новленная, она оказалась в зоне огня прорвавшихся фа­шистских танков. Саперы вместе с артиллеристами отби­ли их. За мужество в той схватке приказом по 19-й инже­нерно-саперной бригаде от 7 августа 1944 г. Григорий Певнев был награжден орденом Красной Звезды.

 Военная судьба не пощадила его — в 1944 г. был ранен, но вернулся в строй, в свою часть.

 Даже те, кто вовсе не нюхал пороха, наверное, могут мысленно облечь в реальность слова наградного докумен­та: «Совершая ежесуточно марш в 40—45 км, взвод каж­дый раз с ходу принимался за работу по инженерному обеспечению высоких темпов продвижения наших войск на ледяных переправах на реке Просно, на постройке мостов на реке Варта». Это о взводе Певнева. Командир, постоянно находясь среди подчиненных, делил с ними все тяготы фронтового быта, показывал отличное знание саперного дела, служил образцом храбрости и самооблада­ния.

 В Висло-Одерской операции 1945 г. войска 13-й армии вышли к реке Одер. Фашисты придавали большое значе­ние рубежу обороны по этой последней мощной естествен­ной преграде перед Берлином. Они создали здесь сильную оборону. Мосты через реку были взорваны. Надо было срочно наводить переправы. От действий саперов зависел успех дальнейшего наступления наших войск. Взводу лейтенанта Певнева была поставлена задача по сооруже­нию моста у деревни Тарксдорф. Он умело руководил подразделением, несколько бойцов которого прошли с ним путь от Сталинграда. Предельная сосредоточенность и мастерство способствовали слаженной работе. Против­ник не прекращал артиллерийского огня и налетов авиа­ции, но это не останавливало смельчаков. Командир вмес­те с бойцами забивал сваи, укладывал прогоны, в тяжелые минуты показывал образцы личной храбрости. И когда, казалось, близко было завершение работы, из-за облаков вынырнул очередной «юнкерс». Осколком сброшенной им бомбы Григорий Певнев был тяжело ранен. Взвод выпол­нил поставленную перед ним задачу, и по мосту на запад­ный берег прошли наши танки.

 Могила отважного офицера-сапера находится в немец­ком селе Крелау. Земляки же чтят его память. В родной Медвенке о Григории Певневе всегда будет напоминать улица его имени.

А. Травина.

Бесплатный хостинг uCoz