"Навечно в строю"

Осипов Евгений Яковлевич

 

 Родился в 1913 году в Петербурге (Ленинград). Русский. Член КПСС с 1938 года. Герой Советского Союза (23.10.1942). Награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени.

Он был коренной ленинградец. И детство, и юность, и взрослая жизнь – все это Ленинград. В городе на Неве учился, стал кадровым офицером флота. А в годы Великой Отечественной Евгений Яковлевич, офицер-подводник, защищал родной город.

Летом 1942-го капитан-лейтенант Осипов уже командир подводной лодки Щ-406 Балтийского флота. Это был трудный для страны год. И особенно трудный – для Ленинграда.

13 июня 1942 года Щ-406 ушла в дальний боевой поход. Выход из Финского залива в открытое море на позицию в то время был очень сложной задачей. Надо было преодолевать сплошную завесу из поставленных противником мин и металлических сетей. Вражеские корабли днем и ночью караулили выход наших подводных лодок в открытое море. С воздуха за подлодками пристально следили фашистские самолеты. Кроме того, оба берега Финского залива были заняты противником. Семнадцать дней потребовалось Щ-406, чтобы преодолеть путь, который в мирное время она проходила за сутки.

30 июня лодка заняла выгодную позицию. 8 июля утром обнаружили вражеские транспорты, шедшие в охранении боевых кораблей. Осипов выбрал самый крупный транспорт. В его сторону понеслись две торпеды. Через две с половиной минуты раздались два взрыва. Вражеский транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн пошел ко дну. На следующий день лодка одной торпедой потопила второй транспорт. Через день Осипов пустил ко дну огромный транспорт с боеприпасами.

Три победы за три дня. Это был большой успех командира и всего экипажа.

На подводной лодке оставалось все меньше продовольствия и воды. Пришлось сокращать дневной рацион. Но никто не думал о возвращении на базу.

22 июля подводная лодка обнаружила два больших транспорта, шедших под усиленным конвоем. Как потом выяснилось, на этих судах находились войска. Две торпеды попали в цель.

Подводной лодке и на этот раз удалось уйти от преследования вражеских кораблей.

Кончилось продовольствие на лодке, и тогда поступил приказ вернуться на базу. Но обратный путь был не менее труден. Так, 1 августа Щ-406 была обнаружена кораблями противника. Фашисты четыре часа преследовали ее, сбросили 96 глубинных бомб. Но лодка, получив повреждения, 8 августа пришла в Кронштадт. 54 дня продолжался ее поход.

После ремонта лодка снова ушла в море. Было это 20 октября 1942 года. Через шесть дней она была уже на позиции. Там и получили они радиограмму: подводная лодка Щ-406 была награждена орденом Красного Знамени, а ее командир капитан 3-го ранга Евгений Яковлевич Осипов удостоен звания Героя Советского Союза. В тот же день лодка потопила крупный транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн.

В ночь с 28 на 29 октября подводники отправили на дно морское еще один транспорт. Семерых гитлеровцев, оказавшихся на поверхности моря, подводники взяли в плен.

1 ноября Щ-406 получила приказ возвратиться на базу. В этот момент подводники заметили еще один транспорт и тоже потопили его.

8 ноября Щ-406 вернулась в Кронштадт. Залив уже покрывался льдом.

Всего подводная лодка под командованием Е. Я. Осипова потопила 8 вражеских транспортов общим водоизмещением около 60 тысяч тонн.

Весной 1943 года Щ-406, одной из первых открыв навигацию, направилась во вражеские воды. Но из этого похода она не вернулась: 26 мая капитан 3-го ранга Е. Я. Осипов вместе с экипажем погиб.

Отважный моряк капитан 3-го ранга Евгений Яковлевич Осипов остался навечно в списках подводников дважды Краснознаменного Балтийского флота. Его имя носят два корабля – один на Тихоокеанском флоте, другой – на Балтике, а также улица в городе Палдиски Эстонской ССР.

Литература:

Буров А. В. Твои Герои, Ленинград, Л., 1970. С. 233–235.

Герои войны. Таллинн, 1984. С. 264–266.

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота 1937–1945 М. 1977. С. 356.

Навечно в строю. М., 1961. Кн. 3. С. 8–20.

Бесплатный хостинг uCoz