Герои Советского СоюзаЗанин Иван Дмитриевич
Занин Иван Дмитриевич, родился 21 июня 1914 г. в с. Волжанец ныне Советского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Детство провел в родной деревне, а затем переехал на работу в город Вязники Владимирской области. _________________________________
Жизнь, подчиненная мечте 2 октября 1933 года перед приемной комиссией военной школы летчиков стоял 19-летний коренастый паренек. Сейчас должна решиться его дальнейшая судьба. - Ну, что ж, товарищ Занин! - поднялся, наконец, начальник комиссии. —Вы зачисляетесь курсантом. Родина доверяет вам стальные крылья. Будьте же достойны этого! Потянулись дни учебы в классах, на аэродроме школы. Не всегда и не все шло гладко. Но самое главное в жизни - не пасовать, найти самого себя, и как можно раньше. Работал он без устали. Знаний, полученных в школе не хватало, а поэтому свободное время проводил за книгами. Читал много. Постепенно его тетради заполнялись конспектами и заметками, которые могли пригодиться в будущем. В войне с белофиннами Иван Занин впервые встретился с врагом, проявив мужество и мастерство в боях. Короткий промежуток мирной жизни. Опять учеба, полеты. На этот раз высшая школа летчиков. ...Шел 1942-й год. Истребительный авиаполк жил напряженной боевой жизнью. Летчики несли боевое дежурство, а в свободное от полетов время подолгу засиживались в землянках, разбирая новые приемы тактики воздушного боя. Ни днем, ни ночью не знал отдыха и технический персонал: механики, мотористы, авиатехники. В этом полку и продолжил свой боевой путь летчик-истребитель Иван Дмитриевич Занин. Он выполнял самые разнообразные задания: сопровождал бомбардировщиков, блокировал вражеские аэродромы, прикрывал с воздуха наши войска. У своих командиров молодой пилот перенимал опыт мастерского маневра бить врага. Учился он и науке ненависти. Мстил фашистским пиратам за слезы вдов и сирот, за разрушенные города и села, за гибель боевых товарищей. В ноябре 1943 года офицер Занин получает новое назначение. Его переводят в 312-й штурмовой авиационный Белостокский полк на должность командира эскадрильи. 4 сентября 1944 года полк получил задачу двумя группами нанести удар по переправам через реку Нарев в районе севернее и южнее Остроленка. Задачу должны были выполнить две группы, первую из которых в составе 7 самолетов ИЛ-2 возглавил капитан Занин. Сделав круг над аэродромом, корабли эскадрильи устремились на запад. Прозрачные хлопья облаков цеплялись за крылья, на миг застилали землю, но быстро открывались и исчезали позади. По земле длинными космами стлалась пыль, в стороне от дороги горели фашистские танки. Горизонт был затянут желтоватой дымкой то ли пожаров, то ли мутного, пропыленного марева. Внезапно внизу мелькнула голубая лента и сразу же близкие разрывы. Зенитки! Занин не меняет курса. Пальба сильнее. Земля так и сверкает. Вот еще одна батарея изрыгнула огонь. Самолет подкинуло взрывом снаряда. - Вижу переправу! Вижу танки! — раздался в эфире голос ведомого. — Так вот, она, голубушка, — цедит Иван сквозь зубы и, дрожа от нетерпения, деловито, спокойно отдает приказ атаковать противника всей эскадрильей. Шесть раз заходила его группа на цель. Шесть раз сбрасывала на врага бомбы. ...Однажды в марте 1945 года эскадрилья Занина уже более часа рыскала по немецким тылам. Несколько раз пересекала железную дорогу, ведущую на Штеттин, но ничего подходящего не обнаруживала. Дорога пустынна. В жалких защитных посадках кое-где попадались то машины, то танк, но летчики их не трогали: не то! Внезапно передними открылась станция. Она забита эшелонами. Самолеты пикируют. Занин низко проносится над горящей цистерной. В кабину врывается едкий запах. «Авиабензин», — определяет он. «Ну что ж, неплохо сработано. Паровоз и вагонов 10 вывели из строя». Опять внизу замелькали проселки, пожары хуторов, непаханые поля. Полет-поиск продолжался. Вскоре «охотники» напали на автоколонну. Сделали три захода, хорошенько «пощипали» ее из пушек и пулеметов. Затем воткнулись в стену тумана, развернулись и легли на обратный курс. И получилось так, что опять выскочили на ту же станцию, которую штурмовали полчаса назад. Там творилось что-то невообразимое. Черно-багровое небо опустилось до самой земли. Огненные кометы разрезали маслянисто-черный дым. Горели танки. Цистерны с бензином, взрываясь, обдавали все вокруг огненным паром. Рвались снаряды. Занин подошел ближе к соседу, показал большой палец. Тот улыбнулся, кивнул головой. На КП капитан докладывал: «Накрыли 3 эшелона. Один эшелон с танками, другой — с горючим, а третий — со всякой всячиной». ...Шла последняя неделя войны. Советская Армия штурмом взяла столицу гитлеровской Германии. Но свой боевой счет капитан Занин окончил только тогда, когда в Москве уже гремели залпы победного салюта. Занин ни разу не был сбит противником. Не было ни одного случая, чтобы зенитчикам удалось попасть в его неуязвимую машину. В летной книжке Ивана Дмитриевича Занина значилось 16 уничтоженных танков и орудий самоходной артиллерии, 5 самолетов, 4 паровоза, 5 переправ, 43 артиллерийских орудия полевой артиллерии, 5 складов, свыше 50 автомашин. Иван Дмитриевич Занин был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Александра Невского, шестью медалями, а 18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану И.Д. Занину было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны Иван Дмитриевич Занин продолжал упорно совершенствовать свое мастерство, а затем сам стал воспитателем, обучал молодых летчиков. Вскоре в жизни И.Д. Занина произошло важное событие, в какой-то мере изменившее ее. Он становится летчиком-испытателем, чей труд - беспрерывная битва. У испытателя рабочее место в воздухе. Его работа трудна и опасна, но он обязательно должен вернуться к тем, кто его ждет. ...Занин идет вдоль выстроенных в ряд самолетов, ожидающих испытаний. Сегодня у него полет на новом аппарате. Через час он в воздухе. Взгляд привычно пробегает по циферблатам приборов. Занин дает от себя штурвал. Скорость стремительно растет. За стеклами кабины свистит воздух. Визг двигателей становится все более пронзительным. Больно ушам. Позади самолета фиолетовой спиралью закручивается воздушный поток. Земля еще далеко, но пора прерывать. Занин плавно тянет на себя штурвал. Угол пикирования уменьшается. Растут перегрузки. Все идет нормально. Машина прекрасно выдерживает экзамен на прочность. Обычный рабочий день подходит к концу. Испытатель разворачивается над лесом к аэродрому. Там его встретит земля, полная жизни, света, весеннего цветения. Еще одна машина благополучно возвращается на аэродром. А сколько, самолетов прошло через его руки! Часто во время работы опасность приходит внезапно. Так случалось и с Заниным... Земля неумолимо приближалась. Самолет входил в глубокую спираль. Он больше не слушал управления. Он несся к земле, навстречу собственной гибели. «Что делать?! Что?!» Вьюга мыслей, и вдруг острая догадка, переходящая в уверенность: «Шасси!» Занин толкает кран выпуска колес. Вспыхивают зеленые лампочки. Колеса вышли! Напор встречного воздуха резко возрастает. Самолет уменьшает крен. Еще секунда. Чудо! Рули действуют! Земля совсем рядом. Ну, еще немного! В глазах от перегрузок темно. Занин последним усилием выводит самолет из пике. Открывает глаза и видит: прибрежная полоса медленно уплывает вниз. Занин разворачивает самолет на аэродром. Р. Бредихин. |
|
|