"Навечно в строю"Амет-Хан Султан
Родился в 1920 году в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета Крымской области. Татарин. Член КПСС с 1942 года. Дважды Герой Советского Союза (24.8.1943, 29.6.1945). Награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями. Прославленный летчик-истребитель, а в послевоенные годы летчик-испытатель Амет-Хан участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. Командир эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии гвардии капитан Амет-Хан Султан к августу 1943 года, когда ему было присвоено звание Героя Советского Союза, уничтожил 11 вражеских самолетов, сбитых лично (один – с применением воздушного тарана), и 19 – в группе. Всего за годы войны гвардии майор Амет-Хан Султан совершил 603 успешных боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19–в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Жизнь талантливого летчика немногим отличалась от жизни его сверстников накануне войны. Окончив семь классов средней школы, Амет-Хан уехал в Симферополь, где в 1938 году в школе ФЗУ приобрел специальность слесаря и работал подручным котельного мастера в паровозном депо. Одновременно учился в аэроклубе. В феврале 1939 года был призван в Красную Армию, учился в Качинской военной авиационной школе, по окончании которой в феврале 1940 года получил должность пилота с присвоением звания младшего лейтенанта. Служил в истребительной авиационной части в Забайкалье. «Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нем рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан мастерски, любил высоту, скорость, точный удар»,– свидетельствует герой Великой Отечественной, тоже дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. После войны подполковник Амет-Хан уволился в запас, но не оставил авиацию. На смену самолетам военного времени шли качественно новые реактивные самолеты, которым нужно было дать путевку в небо. Наступала эра реактивной авиации. И Амет-Хан стал летчиком-испытателем. Он первым подошел к скорости звука, с честью справился он и со взлетом с катапульты, много раз стартовал с летящего самолета-носителя. Огромная скорость, перегрузки, риск не останавливали Султана, считавшего свой труд таким же необходимым, как и труд людей других профессий. Четверть века отдал Амет-Хан испытательной работе, испытав многие десятки новых типов самолетов. Он был в расцвете сил и энергии, когда 1 февраля 1971 года смерть настигла его во время испытательного полета. В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана, мемориальная доска в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носит школа № 27 в Махачкале и школа № 8 в Каспийске, пионерские отряды и дружины. Приказом министра обороны Союза ССР Амет-Хан Султан навечно зачислен в списки воинской части. Литература: Бутаев Б. Б. Амет-Хан Султан. Махачкала, 1983. Герои и подвиги. М., 1963. Кн. I. С. 114–115. Дважды Герои Советского Союза. М., 1973. С. 10–11. Звезды немеркнущей славы. Симферополь, 1984. С. 14–19. Люди бессмертного подвига. М., 1975. Кн. 1. С. 28–39. Московский В. П. Твои крылья. М., 1977. С. 71–72. Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана. Махачкала, 1983. С. 6–11. |
|
|