"Твои Герои, Курская дуга"

Шевцов Александр Григорьевич

 

 Родился 17 октября 1918 г. в поселке Шебекино, ныне город в Белгородской области, в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 10 классов. В Красную Армию был призван в 1937 г. В 1940 г. окончил Чугуевское военное авиа­ционное училище летчиков. На фронтах Великой Отечест­венной войны с июня 1941 г. Штурману 171-го истребитель­ного авиационного полка (315-я истребительная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) капитану Шевцову А. Г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 г, окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1956-м — Военную академию Генерального штаба. Был начальником Главного штаба — 1-м заместителем глав­нокомандующего Ракетных войск стратегического назначе­ния. Был депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го созыва и УССР 6-го созыва. В 1976 г. генерал-полковник А. Г. Шев­цов уволен в запас. Жил в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, иност­ранным орденом. Умер 28 апреля 1988 г.

 

 12 июля 1943 года началось контрнаступление со­ветских войск на Курской дуге. К этому времени 15-я воздушная армия базировалась на аэродромах восточнее Орла. В непосредственной близости от села Саковнино расположился 171-й истребительный авиационный полк, штурманом которого был капитан Александр Гри­горьевич Шевцов. Начав войну с первых ее дней, он к этому времени был уже известным воздушным бойцом, щедро передающим свой богатый боевой опыт молодым летчикам.

Первые же воздушные бои нашего контрнаступле­ния приняли характер жарких схваток. По команде ру­ководителя полетов один за другим поднимались в воз­дух летчики полка. Вот, наконец, подошла очередь Алек­сандра Шевцова и его ведомого Александра Борисова. Стремительно набрав высоту, пара присоединилась к полку, который взял курс на Скородное: там он должен был встретить пять шестерок «илов» и сопровождать их к Грачевке, расположенной в двух десятках кило­метров от Новосиля, за рекой Зуша. Здесь находились цели для штурмовиков, так как сюда было намечено на­нести главный удар правым флангом нашей 63-й армии.

Приведя на цель шестерку «илов», Шевцов встретил около десятка истребителей противника; они попытались отвлечь наших истребителей в сторону, чтобы затем спокойно атаковать штурмовики. Но, отражая с ведомым вражеские атаки, Шевцов не подпускал гитлеровцев к нашим штурмовикам. В этом бою он и старший сер­жант Борисов сбили по одному ФВ-190.

Вернувшись с задания и заправившись горючим и боеприпасами, летчики снова вылетели в тот же район. Над целью барражировали немецкие самолеты, кото­рые ходили небольшими группами эшелонирование. При появлении советских самолетов они старались оттянуть наших истребителей; отдельные пары «фоккеров», иду­щие на бреющем полете, пытались наброситься на на­ши штурмовики в момент выхода их из атаки, пристраи­ваясь к ним снизу и сзади. Капитан Шевцов быстро разгадал эту тактику врага. Со своим неизменным ведомым Борисовым он спустился ниже штурмовиков и вступил в бой с «фокке-вульфами», сбив одного из них...

В очередном вылете над Грачевкой вместе с нарой Шевцова оказалась пара комэска этого же полка Ива­на Алексеевича Вишнякова. Они разгадали замысел не­мецких истребителей: в ходе завязавшегося боя в верх­них ярусах драться с советскими истребителями, в ниж­них — бить наших штурмовиков. Быстро оценив обста­новку, Шевцов приказал Вишнякову связать боем верх­них, а на себя взял нижних гитлеровских асов, заставив их вести бой на встречных курсах. В этом бою отлично проявил себя не только штурман полка, но и его ведомый. Оба дрались отчаянно. Главное — сберегли штурмовиков, довели их в целости и сохранности на свой аэродром, а оттуда взлетели с новой группой на выполнение очередного боевого задания...

Напряженным был день 12 июля для всей воздуш­ной армии. Наступление разворачивалось не только на земле, но и в воздухе. Но и 13 июля, едва посветлело небо на востоке, в небо устремились летчики 171-го ист­ребительного авиаполка, и среди них — штурман полка капитан А. Г. Шевцов со своим ведомым. После вчераш­них боев в их летных книжках появились новые запи­си о сбитых фашистских самолетах. Но война продол­жалась... Вылет следовал за вылетом, зачастую самолеты возвращались поврежденными, бывали вмятины и про­боины. Техники быстро устраняли все недостатки, го­товы были лечь костьми, но своевременно выпустить са­молет в воздух.

Безотказность, постоянная готовность к бою и мгно­венная реакция в воздухе, понимание соседа с полусло­ва, с намека — а как это важно в короткие мгновения воздушной атаки! — вот отличительные черты капитана Шевцова. Возможно, он излишне горячился и рисковал, возможно, это не всегда вызывалось необходимостью, но таков уж был полковой штурман. К августу 1943 года прославленный летчик совершил 220 боевых вылетов, участвовал в 47 воздушных боях, в ходе которых сбил лично десять и в группе шесть вражеских самолетов.

ЛИТЕРАТУРА:

Герои-белгородцы. 2-е изд., доп. Воронеж, 1972. С. 269—270.

Бесплатный хостинг uCoz