"Твои Герои, Курская дуга"Сытов Иван Никитович
Родился 13 июня 1916 г. в селе Липовка ныне Базарно-Карабулакского района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. С 1931 г. жил в городе Астрахань, работал слесарем на заводе. В Красной Армии с 1938 г. В 1940 г. окончил Сталинградскую военную школу летчиков, работал летчиком-инструктором. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 г. Погиб в воздушном бою 16 октября 1943 г., протаранив вражеский самолет. Штурману эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) гвардии лейтенанту Сытову И. Н. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью. Командир эскадрильи старший лейтенант И. Н. Сытов похоронен в городе Запорожье. Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названы улица и школа в Запорожье, в селе Липовка установлен бюст Героя.
К июлю 1943 года двадцатипятилетний гвардии лейтенант Иван Сытов был уже опытным воином: в воздушных схватках с врагом у него не было равных в полку по стремительности атак, смелости и точности ударов. Это был летчик высшего класса, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. В один из первых дней Курской битвы пост воздушного наблюдения передал на командный пункт авиационного полка, что фашистский бомбардировщик, маскируясь облаками, летит в направлении города Изюм. Командир приказал: «Сытов, в воздух!» Взлетев, советский истребитель пробил тонкую пелену нижнего яруса облаков; выше его метров на 200—250 находился второй ярус. Наш «лавочкин» летел между облаками. Вскоре наш летчик увидел темный силуэт самолета. Сомнений быть не могло — перед ним фашистский бомбардировщик. Сытов устремился ему наперерез, но вражеский самолет скрылся в облаках. Советский летчик погнался за ним, идя под нижней кромкой облаков. Он знал, что бомбардировщик не сможет долго быть в облаках. И действительно, вскоре фашистский стервятник вышел из них. Сытов тотчас открыл по нему огонь. Но фашист энергично маневрировал, временами прятался в облаках. Советский летчик упорно продолжал преследование. Выбирая удобные моменты, он снова и снова атаковал врага. И хотя облака затрудняли ведение боевых действий, погоня длилась всего несколько минут. Выпуская одну очередь за другой, советский летчик достиг наконец цели: вражеский бомбардировщик загорелся, свалился на крыло и резко устремился к земле. Вскоре раздался мощный взрыв. Высокое летное мастерство показал гвардии лейтенант Сытов в воздушном бою 17 июля 1943 года — опять в районе города Изюм. Четверка «лавочкиных» выполняла задачу по прикрытию наземных войск. Вдруг с юго-запада показалась вражеская воздушная армада: сорок три бомбардировщика «Юнкерс-88» в сопровождении шести истребителей «Фокке-Вульф-190» шли в сторону города. Используя запас высоты, можно было бы легко уйти, не принимая боя с численно превосходящим противником. Но не в обычае советских летчиков было бегать от врага. Передав всей группе команду подтянуться и занять свое место в общем боевом порядке, Сытов первым ринулся в атаку. В то время как три советских самолета на максимальной скорости устремились навстречу вражеским истребителям и связали их боем, сам командир группы врезался в боевой порядок бомбардировщиков... Советские воины стрелковых подразделений с земли наблюдали за этим боем в воздухе. С пронзительным ревом носились самолеты, выпуская огненные трассы. Гигантский клубок стремительно вращался в голубом небе... Нашим летчикам удалось, наконец, расстроить боевой порядок самолетов противника. Но фашисты, сознавая свое многократное численное превосходство, видимо, решили, что советские истребители для них все же не более как легкая добыча. Однако им пришлось вскоре убедиться в обратном. Не снижая накала борьбы, Сытов, умело атакуя и маневрируя, ухитрился на виду у всей армады сбить один за другим три «юнкерса». Остальные наши летчики так же дерзко атаковали врага. Не выдержав высочайшего напряжения этой схватки, фашисты сбросили бомбы над расположением своих войск и поспешно ушли обратно... ...Отважный советский ас не дожил до радостного дня Победы. Но и он внес вклад в достижение ее: за время пребывания на фронте Иван Сытов совершил 150 боевых вылетов, в ходе которых лично сбил 19 вражеских самолетов и четыре — в группе. ЛИТЕРАТУРА: В созвездии славы. 2-е изд., доп. Волгоград, 1976. С. 279—281. Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Саратов, 1968. С. 480—481. Страницы мужества. Кн. 2. Саратов, 1983. С. 25—33. |
|
|