"Твои Герои, Курская дуга"Малов Михаил Семёнович
Родился 1 марта 1914 г. в деревне Нефедиха ныне Воротынского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал столяром, шофером. В Красной Армии с 1936 г. Окончил школу стрелков-радистов в 1937 г. Участвуя в оказании интернациональной помощи китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в 1937—1938 гг., совершил 27 боевых вылетов. Окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков в 1940 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Погиб в бою 8 июля 1943 г. Командиру эскадрильи 800-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) капитану Малову М. С. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. В городе Новый Оскол Белгородской области, где похоронен М. С. Малов, его именем названа улица. В поселке городского типа Воротынец установлен обелиск с надписью: «Герою Советского Союза Малову Михаилу Семеновичу от комсомольцев и молодежи Воротынского района».
Михаил родился в многодетной семье. После окончания седьмого класса отец сказал: — Ну, Михаил, пора тебе за работу браться, а то нам не сдюжить. На мать надежда плохая — вон детишек-то сколько. С тех пор подросток пахал и сеял, убирал урожай, пас скотину, помогал дома по хозяйству. На семнадцатом году жизни, когда в деревне был организован колхоз, Михаил заявил отцу: — Ну, батя, теперь колхоз, вы и без меня не пропадете. А мне нужно доучиваться. Не оставаться же с таким образованием. В 1931 году Михаил поехал в Балахну и поступил в школу ФЗУ. Здесь он стал комсомольцем и квалифицированным столяром. Через год поступил на работу в бумажный комбинат. В 1936 году его призывают в Красную Армию и по личной просьбе направляют в авиацию. Михаил стал стрелком-радистом. Любознательный и настойчивый в приобретении знаний, он очень интересовался летным делом и не пропускал ни одного слова командиров, объясняющих материальную часть самолета и правила его вождения. Осенью 1937 года Михаил Малов добровольно отправляется на Дальний Восток для борьбы с японскими милитаристами. Участвуя в оказании интернациональной помощи китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в 1937 — 1938 годах, он совершил 27 боевых вылетов. С орденом Красного Знамени и петлицами лейтенанта вернулся Малов в свою часть, а затем был направлен в Сталинградское авиационное училище летчиков. В 1940 году Малов успешно заканчивает летную школу и направляется в авиационную часть под Киев. В первый же день войны эскадрилья Малова М. С. получает боевую задачу: нанести удар по немецкой колонне. Командир сверяет курс по карте. Впереди на шоссе — немецкая колонна. По его команде штурмовики идут на снижение. Свой самолет Малов как бы направляет по оси шоссе, включает бомбосбрасыватели. Гитлеровские солдаты бросаются в панику. Штурмовики Малова уничтожают их пулеметным огнем. Сброшенные бомбы выводят из строя вражеские танки и технику. В напряженных боях пролетели первые месяцы войны. За два года войны он изведал горечь отступления, гибель боевых друзей, тяжести воздушных боев и радость побед. К июлю 1943 года он совершил 80 боевых вылетов на штурмовку важных объектов, скоплений живой силы. На аэродромах и в воздушных боях уничтожил 12 вражеских самолетов, много живой силы и техники врага. Только на белгородском направлении эскадрилья М. С. Малова уничтожила 4 бомбардировщика, 2 истребителя, 17 танков, 30 автомашин, 8 штурмовых орудий и несколько десятков живой силы противника. ЛИТЕРАТУРА: Тюльников Л. К., Басович Я. М. Герои Советского Союза — горьковчане. 2-е изд., перераб. и доп. Горький, 1981. С. 156. За отчизну, свободу и честь! Кн. 2. Горький, 1964. С. 160—167. |
|
|