"Твои Герои, Курская дуга"Дмитриев Николай Павлович
Родился 25 ноября 1917 г. в городе Николаев (областной) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал разметчиком на судостроительном заводе. Окончил аэроклуб. В Красную Армию призван в1938 г. В 1940 г. окончил Одесскую военную авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командиру эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) гвардии капитану Дмитриеву Н. П. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1945 г. окончил Витебскую офицерскую школу ВВС. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Трагически погиб 1 августа 1945 г. Похоронен на Ольшанском кладбище в городе Праге (ЧССР). Его имя носит улица в Николаеве; на доме, где он жил, и на здании завода, где работал, установлены мемориальные доски.
О напряженности воздушной боевой обстановки летом 1943 года в период подхода наших войск к внешнему харьковскому оборонительному обводу противника и в пору его преодоления не раз вспоминал в кругу друзей участник воздушных сражений над Харьковом командир эскадрильи истребителей гвардии капитан Дмитриев. Вот что рассказывал Николай Павлович: «...Однажды в конце июля 1943 года я со своей восьмеркой «яков» прикрывал штурмовиков. Только прошли севернее Чугуева, как вдруг на высоте 500 метров впереди появилась группа до 30 «юнкерсов-87». Посмотрел вверх и насчитал там 18 «мессершмиттов». Не успел сообразить, что к чему, как немецкие истребители парами стали приближаться к нашим подопечным — штурмовикам. Видимо, они были посланы защищать не только своих «лапотников» (Ю-87. — Авт.) от ударов наших истребителей, но и своих «тигров» от ударов наших «горбатых» (Ил-2. — Авт.). «Нехорошо!» — подумал я и крикнул по радио ведущим пар: — В атаку! Я, как старший всей группы, показал пример: сбил одного вражеского истребителя. Горящий «мессер» камнем пошел вниз и вскоре под местом схватки поднялся высокий столб пыли и дыма. Слышу, мой ведомый кричит по радио: «Атакуют!» Оказывается, я так увлекся атакой фашиста, что не заметил, как пара «худых» (Ме-109. — Авт.) подкралась ко мне со стороны солнца и приготовилась было уже совсем к атаке. Но мой ведомый Иванов не оставил меня в беде. Предупредив меня, он сам ринулся в атаку и короткой, но точной очередью из пушки с близкого расстояния прошил ведущего немецкой пары — да так, что тот взорвался в воздухе. Выбрав секунду, я осмотрелся... Бой как бы распался на несколько более мелких, частных схваток. Вот восьмерка Ме-109 зажала в клещи одну нашу пару. Сами же вражеские истребители пара за парой шныряли сверху вниз и взмывали обратно, насколько хватало мощности моторов. Но наши были не новички в подобном деле и не подкачали. Сначала ведущий этой пары, а затем и ведомый ухитрились сбить по одному «худому», сами умело увертываясь от вражеских атак... Следует сказать и теплое слово благодарности и нашим подопечным — штурмовикам. Они не только помогли нам отбиться от истребителей, но и сами записали на свой боевой счет трех «лапотников» и одного «мессера»... Наше господство в воздухе в эти дни было уже бесспорным, но и противник еще имел немало боевых самолетов. Поэтому сломить его сопротивление в воздухе долго не удавалось. Однако героизм и мужество, бесстрашие и настойчивость советских летчиков, среди которых достойное место занимал и гвардии капитан Н. П. Дмитриев, сделали свое дело. Об этом красноречиво говорит хотя бы тот факт, что к августу 1943 года Дмитриев совершил 415 боевых вылетов и в 75 воздушных боях сбил 15 самолетов противника. Так сражался в небе Харьковщины мужественный советский летчик, отважный и умелый командир, надежный друг на земле и в воздухе... ЛИТЕРАТУРА: Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976. С. 91. Бундюков А. Т., Кравченко М. Б. Сыновняя верность Отчизне. Одесса, 1982. С. 105—107. |
|
|